Прп. Афанасий Череповецкий. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска часовни прп. Филиппа Ирапского. Череповец. 2000 год |
Память 5 июля, 26 ноября и в Соборах Вологодских и Радонежских святых [1]
Ученики преподобного Сергия [2], отшельники Афанасий по прозванию "железный посох", и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Здесь поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. Возникшая вокруг этого монастыря слобода впоследствии разрослась в город Череповец.
Прозвище "Железный посох" преподобный Афанасий получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти. Он стал вторым настоятелем монастыря, после прп. Феодосия [3].
Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники.
В летописных святцах сказано "преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)" [4]. «Описание» по списку Савваитова [5] называет другую дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал двух святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого - основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Ччереповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.
Мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких почивают под спудом в Череповецком Воскресенском соборе. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева).
Имя прп. Афанасия Череповецкого встречается под 5 июля в иконописных подлинниках конца XVIII в. [6] и 1830-х годах [7].
В Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: "Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы".
В 2012 году в Череповце был освящен первый храм, чьим небесным покровителем стал святой Афанасий - Череповецкий Афанасие-Феодосиевский собор.
Литература
- Описание о российских святых. С. 182; ИРИ. Т. 6.
- Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь. С. 56-57;
- Барсуков. Источники агиографии;
- Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии // Новгородские ЕВ. 1895. № 3;
- Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание г. Устюжны с уездом Новгородской губернии. М., 1897. С. 63-65;
- Зверинский. Т. 2. С. 103-104, № 738;
- Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 467;
- Рыбаков А. А. Устюжна: Череповец: Вытегра. Л., 1981;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64;
- Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 250-251;
- Хрусталёв М. Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX вв. // Череповец: Альманах. Вологда, 1999. Вып. 2.
Использованные материалы
- М. Ю. Хрусталёв, Афанасий Череповецкий // Православная энциклопедия, т. 4, с. 70-71
- Житие на сайте Череповецкого Воскресенского архиерейского подворья
- "Зеленая" Минея, ноябрь, том 2, стр. 400
[1] Ранее существовавшее празднование 25 сентября было отменено в 2012 году. См. Канонизированные святые. Список почитаемых святых Череповецкой епархии // Официальный сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии, http://kanonizacia.cerkov.ru/kanonizirovannye-svyatye/.
[2] Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей Череповецкого Воскресенского монастыря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей Череповецкого монастыря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, митр. Амвросий (Орнатский) делал вывод, что Афанасий Череповецкий пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева монастыря, так как отшельники в древности имели обыкновение строить обители по образцу тех, в которых они приняли монашество
[3] История храма // Сайт Череповецкого Воскресенского архиерейского подворья - http://www.sobor-cherepovets.ru/index.php/2014-10-29-13-04-2...-50
[4] В дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину А. Ч., по-видимому, следует отнести ко времени после 1392 - примечание в Православной энциклопедии
[5] Барсуков. Стб. 67
[6] БАН. Строг. № 66. Л. 116 об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха»
[7] ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 181об.