Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Фото нач. XXI в.
Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Фото нач. XXI в.
Седмиезерная Богородицкая пустынь, мужской монастырь Казанской епархии

Монастырь расположен в 17 километрах от Казани.

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Седмиезерная икона Божией Матери, которую основатель монастыря схимонах Евфимий принес из Великого Устюга, эта икона издавна хранилась в его семье.

В 1900 году наместником пустыни был назначен преподобный Гавриил (Зырянов), один из авторитетнейших русских старцев. Его усердием был отстроен в 1898-1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим.

К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божией Матери - оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня.

Но после закрытия в 1926 году Седмиозерная пустынь была, в основном, разрушена.

В 1997 году монастырь был возвращен в ведение Казанской епархии. Ко времени его передачи сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил, его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть - в церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского города Казани.

В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

Храмы

Евфимия Великого и Тихона Задонского

Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в 1898-1900 годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около 1668 года и перестроенный в 1710 года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных "рогатыми" наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в 1898 году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.

Вознесенский собор

Теплая церковь, построенная из белого камня в 1646 году и перестраивавшаяся в 1706 году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.

Святыни

Святые источники

Ближний источник

В одной версте от обители, в монастырском лесу на истоке в 1830-х годах была построена деревянная часовня, а в начале 1880-х годов на месте разобранной соорудили каменную с деревянным верхом холодную церковь во имя Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Освящал ее в 1884 году архиепископ Казанский и Свияжский Палладий. Церковь была небольших размеров - 15 на 9 аршин. Дубовый иконостас был четырехъярусным.

Дальний источник

В 40 минутах ходьбы от ближнего источника вверх по речке Солонке, недалеко от села Яшь Кеч находится дальний святой источник. Его еще называют "Источник матушки Анисии" или "Анисьины грядки". Матушка Анисия - подвижница, упоминаемая еще в "Сказании..." XVII века. Она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия, основателя Седмиозерного монастыря. Когда он пришел на источник, она засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон - именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель. Монахиня Анисия похоронена возле ключа у своих "грядок". До сих пор это место пользуется большой популярностью для всех, кто пожелает обрести духовное и телесное здравие через воды источника. На святом ключе имеются две купальни и часовня. 2 мая 2010 года на святом источнике "Анисьины грядки" состоялось освящение родника.

Настоятели, наместники

Использованные материалы

Редакция текста от: 30.09.2020 20:20:46

"СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google