Иоанн Леонтьевич Заложных (1879 - не ранее 1930), священник
Родился в 1879 году в Воронежской губернии. В детстве вместе с родителями переселился в Сибирь.
Окончил Бийское городское двухклассное училище. С 1894 года состоял учителем церковно-приходской школы села Куюганского Бийского округа.
9 августа 1906 года определен псаломщиком к Одигитриевской церкви села Смоленского Бийского уезда.
9 сентября 1912 года рукоположен во диакона на штатную вакансию в Смоленском приходе.
20 июля 1916 года назначен на место настоятеля при Михаило-Архангельской церкви сел Шипицинского Каинского уезда, 22 июля рукоположен в сан священника епископом Томским Анатолием (Каменским) в Томском Троицком кафедральном соборе [1].
К концу 1920-х годов вместе со священником Иаковом Хмылевым служил в Смоленском приходе, где в это время имелись два храма - каменный и деревянный.
1 февраля 1930 года сельсовет принял решение выселить отца Иоанна с матушкой из дома как "живущего на нетрудовые доходы", а дом конфисковать. Священника с семьей согласился приютить брат псаломщика Попова.
2 февраля 1930 года на "собрании бедноты" сельский активист, "бедняк" Тихон Климов выступил с предложением: закрыть большую каменную церковь и приспособить ее здание под клуб. Была создана комиссия для "проведения разъяснительной работы среди населения". 3 февраля состоялось новое собрание жителей села, кроме "лишенных голоса", с повесткой "Об ускорении темпов коллективизации", на котором снова был поднят вопрос о закрытии церкви. Для детального обсуждения вопроса и для утверждения решения о закрытии церкви на следующий день решили созвать специальное собрание. Однако на него почти никто не пришел. Наоборот, 4 февраля верующие с утра собрались в храме для обсуждения вопроса о защите церкви от закрытия. Народу было много, места всем в храме не хватило, народ стоял и на улице, многие плакали. Раздавались голоса: "Пусть коммунисты всех перевешают, а церковь не отдадим!"
Органы ОГПУ квалифицировали это собрание как "незаконное контрреволюционное сборище". Вечером того же дня были арестованы оба священника села - отец Иаков Хмылев и отец Иоанн Заложных, а также церковный староста Федор Тимофеевич Ковалев и церковный сторож Иван Антипович Шевкунов.
Председатель сельского комитета Сизинцев показал, что 4 февраля он зашел к церковному старосте Федору Ковалеву забрать свой хомут:
Из показаний "свидетеля", сельского активиста Тихона Климова:
Отцу Иоанну было предъявлено обвинение - "организация незаконного сборища в связи с намеченным закрытием церкви, антисоветская агитация против коммун, разжигание религиозного фанатизма среди темной крестьянской массы, распространение слухов о скором конце света". Виновным священник себя не признал.
19 марта 1930 года Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибирскому краю по статье 58-10 УК РСФСР был приговорен к десяти годам концлагерей с конфискацией имущества и высылкой семьи на Север. На момент ареста у отца Иоанна был единственный сын Александр, который работал учителем в селе Старо-Тырышкино Смоленского района.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Реабилитирован 27 января 1993 года прокуратурой Алтайского края.
Литература
- Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. С.86-90.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
- Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С.473.
- Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914.343.
[1] Томские епархиальные ведомости, 1916, №15, часть офиц., с.434; часть неофиц., с.544.