Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

УЖУРСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Петропавловский храм в г. Ужуре, не позд. 2009 г., фотография с сайта uzhur-city.ru
Петропавловский храм в г. Ужуре, не позд. 2009 г., фотография с сайта uzhur-city.ru
Храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Ужур Красноярской епархии

Постройка храма в небольшом хакасском улусе, будущем городе Ужур, была разрешена митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом (Конюскевичем), при условии, что она будет осуществлена на средства прихожан - "собственным коштом". Средства на церковь дал кызыльский князь Гавриил Ульчугачев. Строительство началось в 1770 году. В те времена крещеных хакасов по официальным данным церковной статистики насчитывалось более 1700 человек. Чтобы сделать новую веру более понятной для недавних кочевников, храм построили в виде юрты, а священников обязали знать хакасский язык. 28 января 1775 года церковь была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1778 году при храме был учрежден приход, состоявший в 1781 году из села Ужурского (10 дворов) и деревень: Басагорской (48 дворов), Кызыйской (52 двора), Игитской (53 двора), Ачинской (65 дворов), Камнерекской (5 дворов) [1].

В 1821 - 1824 годах русскими переселенцами был возведён каменный Петропавловский храм с сохранением первоначальной архитектурной особенности - в виде юрты. В 1826 году был устроен придел, выполненный уже в традиционном стиле русского храмового зодчества, и освященный в честь Богоявления Господня. В путевых записках епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева), посетившего село в 1863 году, отмечен иконостас Ужурской церкви "в польском иль общесибирском вкусе", а также "иконы в богатых ризах" [2].

В начале 1910-х годов в приходе, кроме села, числились деревни: Кулунская, Андроновская, Усть-Изыкчульская, Баитатская, Лопатинская, Усть-Сосновская, Васильевская и Столбинская (около 6 тыс. человек). При церкви имелась библиотека (более 500 томов). Действовало церковно-приходское попечительство. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, не позднее 1919 года был открыт второй штат (священник и псаломщик).

30 марта 1930 года церковь была закрыта, однако, на основании апрельского постановления Совнаркома "О необоснованном закрытии церквей и ущемлении свободы совести граждан" вскоре возобновила свою деятельность.

В 1932 году храм был окончательно закрыт и разорен, сняты колокола и разрушена колокольня. Здание приспособлено под клуб. С началом Великой Отечественной войны использовалось как призывной участок, где размещались будущие защитники Родины до отправки к местам формирования. В конце 1941 - начале 1942 года церковь использовали как общежитие для эвакуированных калмыков, затем - как склад для хранения зерна и кож, механические мастерские.

27 июля 1945 года Ужурским поселковым советом было принято решение о восстановлении и открытии церкви. Первое торжественное богослужение состоялось 13 сентября этого же года, а 23 января 1946 года церковь вновь была открыта и более не закрывалась.

Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16 июня 1980 № 384-15 храм был поставлен на охрану как памятник архитектуры регионального значения [3].

С назначением в 1984 году настоятелем священника Евгения Фролова были проведены крупные реставрационно-восстановительные работы, приуроченные к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Первоначально была перекрыта крыша на основном храме, приделе и колокольне, одновременно проводились работы по строительству кочегарки под Богоявленским приделом, проводилась холодная вода и велась наружная покраска церкви. В то же время благоустраивалась территория, прилегающая к церкви, бетонировались дорожки и площадка перед входом, старые деревянные полы в храме заменили бетонными, выложенными мраморной крошкой. Восстановлением храма занимались простые прихожане, работавшие в неурочное время, вечерами и по выходным. В те же годы Юрием Николаевичем Евсеевым была выполнена и частично обновлена роспись в приделе Богоявления Господня и главном храме.

В 1990-х годах при храме была открыта воскресная школа, при войсковой части ЗАТО "Солнечный" и Управлении строительных работ устроены молитвенные комнаты. Имеется приходская библиотека.

Святыни

Настоятели

По воспоминаниям старожилов, в годы гонений был расстрелян у стен храма. В момент своей гибели он сжимал в руке крест, который палачи пытались вырвать из окоченевших рук. Но пальцы священника так крепко сжимали распятие, что разгневанным убийцам пришлось отрубить его руку вместе с крестом.

Приписные храмы, часовни

Использованные материалы



[1]  Комментарий к статье Некос В.В., Рычкова С.Г., Янушкявичюс Р.А. Храм Петра и Павла.(Ужур, 2004) на сайте Независимый портал города Ужур - http://www.uzhur-city.ru/site/readarticle.php?article_id=12 , со ссылкой на "ведомость приходов Тобольской епархии 1781 года" (вероятно, Зольникова П.Д. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии.)

[2]  Путешествие Преосвященного Никодима, первого епископа Енисейского и Красноярского из Красноярска в Ачинский и Минусинский уезды и на Ангару в 1863 г. // Енисейские епархиальные ведомости, 1909, №11, с.25.

[3]  Перечень объектов культурного наследия красноярского края (за исключением выявленных объектов культурного наследия и объектов археологического наследия), официальный портал Красноярского края - http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JOIXN6v...era

[4]  Подгорбунский И., священник. Пятидесятилетнее служение в священном сане священника о. Иоанна Подгорбунского / Свящ. И. П...ий // Енисейские епархиальные ведомости. 1903. № 2. С. 46

[5]  Список населенных пунктов Енисейской губернии. - Красноярск, 1911, с.68.

Редакция текста от: 20.04.2016 16:37:52

"УЖУРСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google