Исаак III Дзорапорский (арм. Саак III Дзорапорци [1]) (+ 703), 32-й армянский католикос
Ученик видного духовного деятеля Армении Феодора Кртенавора. До своего избрания католикосом был епископом области Ротпарсян, что в провинции Утик.
Был избран армянским католикосом в 677 году. Принял православное вероисповедание и в 691 году прибыл в Константинополь на Трулльский (Пято-шестой) Собор, но затем покинул его в знак протеста против осуждения ряда "особливых преданий Армянской Церкви" (употребление для Евхаристии вина, не смешанного с водой; поставление на церковные и священнические степени только потомственного духовенства; разрешение сыра и яиц в субботы Великого поста; внесение в алтарь мирянами вареного мяса и его раздача священникам - Трул. 32, 33, 56, 99). В целом о его вероисповедании встречаются противоречивые утверждения - либо он был православным [2], либо - антихалкидонитом и противником Православия [3].
Годы его продолжительного предстоятельства протекали в период арабо-ромейского владычества в Армении, и католикос занял нейтральную позицию между враждующими сторонами, чем помог стране избежать более масштабных войн и разрушений. В 703 году во время нападения арабов и их предводителя Мухаммеда неожиданно предстал на поле боя с просьбой не наступать на Армению.
Скончался в 703 году по дороге в Харан.
Использованные материалы
- "АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ", Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355:
- "Католикосы Армении", Ноев ковчег (информационно-аналитическая международная армянская газета, Москва), № 6 (153), июнь 2010:
[1] Последнее наименование - по ст. "АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ", Православная энциклопедия, т. 3, сс. 329-355, http://www.pravenc.ru/text/76124.html
[2] Например, по утверждению армянского историка Самвела Карапетяна, директора Организации по изучению армянской архитектуры (RAA), "армянский Католикос Езрас I (630 - 641 гг.) и последующие пять католикосов в течение 85 лет принимают халкидонское исповедарние". См. Киракосян Наринэ, "Церкви на территории Армении никогда не были грузинскими - армянский историк Самвел Карапетян", агентство религиозной информации Благовест-Инфо, 12 декабря 2008, http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=24535
[3] Например, в каталоге опубликованном от имени Отдела культуры московской армянской газеты "Ноев ковчег", сказано что он "боролся против халкидонства, даже находясь в плену у византийского императора Юстиниана II". Cм. "Католикосы Армении", Ноев ковчег (информационно-аналитическая международная армянская газета, Москва), № 6 (153), июнь 2010, http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2010-06/2107.html