Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВААЛ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ваал, Баал (3 Цар. 18, 26, Ис. 17, 8, Иер. 9, 14 и др.), библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии.

По этимологическому своему значению, слово это означает "господин", "владыка" и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времен провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и Ваалом, причем термин "ваал", употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства.

Главным местопребыванием широко распространенного по всей Западной Азии культа Ваала, проникшего через финикиян и карфагенян далеко на Запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии, где Ваал известен был под именем Бэла. Вследствие своего месопотамского происхождения, Ваал повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как "владыка" богов, соответствовал главному небесному светилу — солнцу, источнику всякой жизни на земле. Отсюда в мифологии языческих семитов он является олицетворением мужской производительной силы и действует через свою жену, Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ Ваала, который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ Ваала совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю.

Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваала жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ Ваала принес особенно горькие плоды.

Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение со служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа Ваала, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собой историю увлечений этим культом. "Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое перед Господом", — таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа и чувственно-осязательный культ Ваала непреодолимо увлекал его.

При царе Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели, финикиянки, культ Ваала нашел почти официальное признание в царстве Израильском, а по временам проникал и в царство Иудейское, хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков.

В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире [1]. Одной из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы — иеродулы — предавались исступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешел в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала ("милость Ваала"), Аздрубала ("помощь Ваала") и др. Позже следы его встречаются в Риме, где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, а именно в лице императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сиро-ханаанского солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного в честь него жертвенника.

Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, Ваал, под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение.

Филон и угаритские тексты говорят о нем как о Хаддаде, боге бури и царе богов. В XIV в. до н.э. у финикийцев Ваал уже получил титул Баалшамем (Владыка Небес). Он считался одним из братьев Эла (Илу, «Бога»), главы ханаанской группы божеств.

Со временем к его имени стали присоединять название местности, в которой он почитался, и указание на особые приписывавшиеся ему черты или функции. Кроме того, любой важный аспект религиозной жизни мог породить культ своего собственного Ваала.

Святилища и храмы Баала часто называли «высотами». В качестве божества гор и божества бури Ваал изображался в соответствующем облике. Вместе со своей супругой Ваал мог быть связан с тем или иным родом, о чем напоминали личные имена, содержащие в качестве составной части его имя.

Использованные материалы



[1]  Тирский Ваал, упоминаемый в Ветхом Завете, был известен под именем Мелькарт. - Энциклопедия "Кругосвет"

Редакция текста от: 11.02.2022 17:22:21

"ВААЛ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google