Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛАЗАРЬ (АБАШИДЗЕ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)
Лазарь (Абашидзе-Десимон) (1959 - 2018), архимандрит, клирик Грузинской Православной Церкви, церковный писатель, публицист

В миру Михаил Петрович Абашидзе-Десимон (შიძე-დესიმონ), родился 23 июля 1959 года в городе Гагры (Абхазия). Семья была невоцерковленной. По окончании гагрской школы с русским языком обучения поступил в один из московских институтов на архитектурный факультет.

Во время пребывания в Москве чувство протеста против окружающее атмосферы, царящей в то время в обществе, побудило его присоединиться к молодежному движению хиппи (битников) (ჰიპურ - груз. "хипур"). Спустя несколько лет у своего друга он нашел Библию и церковный катехизис. Прочитанное произвело на него сильное впечатление, особенно глава пророчества Исаии о Страстях Спасителя. С того момента он со всей серьезностью стал интересоваться Православием.

11 марта 1984 года, в день Торжества Православия, в возрасте 24 лет он был крещен в московской церкви Ильи Пророка. После крещения священник спросил о его дальнейших планах, на что новокрещенный Михаил сообщил, что решил какое-то время пожить в монастыре.

Еще до крещения он интересовался пустынниками, жившими в ущелье реки Амткел в окрестностях Сухуми. Раньше он бывал у этого озера со своими друзьями и видел несколько пустых келий. Один из его друзей сказал ему, что в лесу недалеко от Тбилиси есть монастырь Бетания, где живут три монаха и Михаил решил пойти туда, пройти там послушание, изучить монашескую жизнь, а затем уединиться в сухумской пустыне [1]. Бетания, которой отец Лазарь посвятил одну из своих замечательных книг («Бетания - “Дом бедности”»), стал первым мужским монастырем, который разрешили открыть в советское время в 1978 году.

20 марта 1984 года он поступил в монастырь Бетания, в котором установилась сосредоточенная монашеская молитвенная жизнь, благодаря архимандриту Иоанну (Майсурадзе) (+ 1957) и схиархимандриту Иоанну (Мхеидзе) (+ 1960), которые "работали в собственном монастыре экскурсоводами", скрывая подвиг поста и молитвы.

7 апреля 1986 года был пострижен в монашество архимандритом Иоанном (Шеклашвили) с наречением имени в честь Лазаря Четверодневного.

В том же году на Лазареву субботу был рукоположен во иеродиакона в Патриаршем кафедральном соборе католикосом-патриархом Илией II, а в праздник Пятидесятницы был рукоположен в сан иеромонаха.

В 1987 году назначен настоятелем монастыря.

Отец Лазарь был первым, кто возродил школу грузинской иконописи. Им написаны многие общеизвестные иконы: из иконостаса Светицховели, икона Трех святителей в Сионском соборе, святого Георгия, апостола Фомы, большой Крест в Сионском соборе с изображением Распятия и Воскресения, большой запрестольный крест, который сейчас покоится в патриаршем Свято-Троицком соборе.

В 1990 году отец Лазарь расписал монастырскую часовню в честь святой грузинской царицы Тамары.

Много икон им написаны в главном храме Бетании, посвященном Иверскому образу Богородицы, в его иконостасе и т. д.

Весной 1991 года был возведен в чин архимандрита католикосом-патриархом Грузии.

Был игуменом Бетании до 14 января 1997 года.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Фото из грузинского православного интернет-журнала "Карибче"
Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Фото из грузинского православного интернет-журнала "Карибче"
В марте 1997 года в сопровождении двух послушников посетил Афон. Через полтора месяца вернулся в Грузию и 20 мая поселился в деревне Табарук, в доме, подаренном близким верующим человеком, где основал скит Рождества Богородицы. Осенью к нему вернулись двое духовных детей (один с горы Афон, другой после лечения тяжелой травмы). Осенью 1998 года вместе с духовными детьми он присмотрел место, расположенное на горе Кармель (კარმელის - Кармелис) [2] возле деревни Табарук, где основал монастырь в честь Воскресения Христова (აღდგომის - груз. "Ахдгомис", от груз. "Ахдгома" - Пасха). В 1999 году в монастырь был принят третий послушник. Его личным примером и руководством братство с нуля возвело новую обитель. Отец Лазарь своими руками вместе со своими подопечными, а так же при участии близких монастырю людей, построил две церкви и две келии. Одновременно с этим тяжелым физическим трудом отец Лазарь писал книги и иконы.

В мае 2016 года у отца Лазаря была диагностирована диффузная мезотелиома плевры. От операции он отказался и более полутора лет фактически не лечился, за исключением одного периода приема средств народной медицины. Время от времени он отправлялся к источнику святой Нино, где он чувствовал облегчение. Через полтора года он начал проходить химиотерапию. После пяти курсов химиотерапии стали применять облучение.

14 августа 2018 года его состояние ухудшилось, и он был переведен в Тбилиси, в паллиативное отделение клиники «Niu vijens», где была оказана нужная помощь, и состояние, казалось, улучшилось. 16 августа он даже смог в небольшом количестве принять пищу. Близкие надеялись на улучшение, решили остаться в больнице до понедельника 20 августа.

Скончался в больнице 17 августа 2018 года в 7 часов 10 минут утра. Погребен 20 августа на горе Кармель в монастыре Воскресения Христова [3].

Архимандрит Лазарь хорошо известен читателю по многократно переиздававшимся книгам и статьям. Его книги посвящены насущным вопросам и написаны живым языком человека, говорящего от своего опыта. Он выступал с обличением духовных лжеучений, встречающихся в жизни современного христианина - экуменизма, оккультизма, индуизма, йоги.

Особенно непримиримую позицию отец Лазарь всегда занимал в отношении экуменизма. В 1997 году он стал одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому католикосу-патриарху Илие II с требованием выйти из Всемирного совета Церквей. В 1997 году католикос-патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ.

Отец Лазарь боролся как против ереси, так и против раскола, никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение патриарха [4]. Он активно выступал против трагического факта - схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами.

Сочинения

  • О тайных недугах души. М.: Сретенский монастырь, 1995
  • Таинство исповеди: О грехах явных и тайных недугах души. М.: Родник, 1995
  • Грех и покаяние последних времен. М.: Сретенский монастырь, 1995
  • Ангелу Лаодикийской церкви. М.: Сретенский монастырь, 1998
  • Бетания - «Дом бедности». М.: Изд-во Моск. подворья СТСЛ, 1998
  • О монашестве. М.: Сретенский монастырь, 1998
  • Пасха без креста, или Еще раз об экуменизме. М.: Изд-во Моск. подворья СТСЛ, 1998
  • В пещи Вавилонской. О грехе блуда
  • Грех Адамов: Возможно ли спасение некрещеных младенцев? М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2001
  • Новые дороги в ад: рок-музыка и наркомания. М.: Развитие духовности, культуры и науки: Аксиос, 2003
  • Новые дороги в ад: восточные культы. М.: Развитие духовности, культуры и науки: Аксиос, 2003
  • Голос заботливого предостережения: учение о послушании святителя Игнатия, епископа Кавказского, в свете аскетического опыта святых отцов последних веков. Саратов: Изд-во Саратовской Епархии, 2010
  • Мучение любви: келейные записки. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005
  • Горе миру от соблазнов. Москва: Духовное преображение, 2015
  • Душе, отягощенной духом уныния
  • Меч обоюдоострый

Использованные материалы

  • Скончался духовный писатель архимандрит Лазарь (Абашидзе) // Православие.Ru, 20 августа 2018 года:
  • Арсений (Галдавадзе), игумен с братией, "არქიმანდრიტ ლაზარეს (აბაშიძე) ბიოგრაფია" // Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:
  • Арсений (Галдавадзе), игумен. Неустрашимый защитник Православия и традиционной морали // Православие.Ru, 4 сентября 2018 года:
  • Монастырь Бетаниа // Персональный сайт художника Бачана Цхвитава на сервере "Россия Православная":



[1]  См. комментарии игумена Арсения, Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года: http://xareba.net/4272-arqimandrit-lazares-abashidze-biografia.html

[2]  Cм. сообщение "გარდაიცვალა არქიმანდრიტი ლაზარე აბაშიძე" // грузинский православный интернет-журнал კარიბჭე.Ge (груз. "Карибче" - ворота), 17 августа 2018 года: http://karibche.ambebi.ge/skhvadaskhva/akhali-ambebi/7837-ga...tml . Название горы, видимо, дано образно, по аналогии с палестинской горой Кармель, в пещерах которой скрывался когда-то пророк Илия.

[3]  См. сообщение "არქიმანდრიტ ლაზარეს 20 აგვისტოს დაკრძალავენ" // грузинский православный интернет-журнал კარიბჭე.Ge (груз. "Карибче" - ворота), 17 августа 2018 года: http://karibche.ambebi.ge/skhvadaskhva/akhali-ambebi/7838-ar...tml

[4]  С 17 мая 1997 года настоятели и монахи пяти монастырей (Шио-Мгвимского, Бетанийского, Св. Давида Гареджийского, Шемокмедского, Зарзмского) и многие приходские общины Грузии прекратили поминовение Патриарха-Католикоса Илии II (подробнее, см. "Раскольники-старостильники атакуют Грузинскую Церковь" // Электронная версия "НГ" (ЭВНГ). № 007 от 24 июля 1997 года: http://www.uni-potsdam.de/u/slavistik//zarchiv/0797wk/kr007-12.html ). После выхода Грузинской патриархии из Всемирного совета Церквей это движение стало дробиться: часть его участников вернулась в патриархию, часть примкнула к грекам-старостильникам, а сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в том же году после непродолжительных поисков перешли под омофор Бостонского митрополита Ефрема (т.нз. "Бостонский Синод", "Святая Православная Церковь в Северной Америке" - HOCNA). Подробнее, см. Слесарев А.В., "Святая Православная Церковь Северной Америки" ("Бостонский Синод", Истинная Православная Церковь Греции) // Из книги "Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)". Москва, 2009 (электронная версия на официальном сайте Минской Духовной Семинарии): http://minds.by/news/45

Редакция текста от: 21.12.2018 21:03:54

"ЛАЗАРЬ (АБАШИДЗЕ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google