НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Перенаправлено со статьи "ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛЬСКАЯ ПУСТЫНЬ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Николо-Теребенская пустынь, фото с сайта aerialphoto.ru
Николо-Теребенская пустынь, фото с сайта aerialphoto.ru
Николаевская Теребенская женская пустынь (Тверская епархия)

В XV веке село Теребени принадлежало помещику Михаилу Обуткову (или Обудкову). В 1492 он решил построить в своём селе Николаевскую церковь в честь чудесного явления ему иконы Николая Чудотворца. Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание. Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли пять берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм. На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней. Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в 1611) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в пяти верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

В 1641 году, когда государство умиротворилось, прибыл к этой церкви из Онеги священноинок Авраамий, который застал ещё в живых Артемия и вместе с ним поставил келью. Эти два инока стали жить вместе в молитве и посте. Но так как совершать богослужения, особенно литургию, не было возможности по причине запустения и ветхости прежней церкви, то они решили близ её поставить другую, малую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, затем исправили прежнюю и испросили у новгородского митрополита Афония благословения освятить обе церкви. Когда церкви были освящены, они стали совершать богослужение по уставу пустынножителей. Так было заложено начало Теребенской обители. Со временем к Авраамию и Артемию присоединяется священноинок Феодосий, бывший крестьянин князя Федора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили её. Авраамий был первым настоятелем.

Чудотворный образ святителя Николая постоянно привлекал в обитель большое число богомольцев, быстро росла и сама обитель.

Спасения от моровой язвы (1654)

В 1654 году повсеместно свирепствовала моровая язва (чума) в Тверской губернии. В живых осталась лишь малая часть жителей, их не хватало даже для погребения усопших. Особенно сильно охвачен был Бежецк и окрестности. Жители Бежецка послали просить о заступничестве Николая Чудотворца у его образа и, получив дозволение, перенесли его с торжеством рекой Мологой 30 июня в Бежецк в сопровождении священнослужителей собора и множества народа. Образ поставили в соборном храме Воскресения Христова. Иереи совершили всенощное бдение и литургию, и вскоре в Бежецке и его пределах чума совсем затихла. В память этого события ежегодно с 23 июня по 12 июля совершался крестный ход в Бежецк и попутные селения.

Расцвет обители

С ростом числа богомольцев старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 году настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. На собранные средства построили новый деревянный храм с пятью престолами рядом со старой Никольской церковью. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в трех саженях. Через семь лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебней; над трапезой колокольню; над хлебней - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре всё это сгорело, а церковь сохранилась. Через два года в 1667 году игумен Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь существовала до 1830 года. Он же построил новую церковь во имя Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине XVIII века подземная церковь.

В начале XVIII века монастырю принадлежало 78 крестьян мужского пола, 1250 десятин земли, 36 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей. В приписных к монастырю пустынях числилось 194 души.

Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 году и освящено во имя Иакова Боровичского, а через строящийся храм был переименован в Благовещенский, а придел в соборном храме - во имя Иакова Боровичского. При этой церкви была трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви быть им неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде, и храм пришлось разобрать (1881).

В 1756 году, при игумене Мисаиле, началось строительство Сретенской церкви устроена, закончена в 1757 году, при игумене Феодосии. Длина церкви 6 сажен, ширина 4 сажени. Сретенская церковь не сохранилась.

1 октября 1838 года архиеп. Григорием (Постниковым) освящен Никольский собор. Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802-1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817-1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780-1847), который неоднократно бывал в монастыре.

В 1875 году в Николаевском пустыни открыт дом для престарелых и больных, а также школа.

В 1881 году старая Благовещенская церковь с пристройками была разобрана. 9 мая 1882 года на этом месте была заложена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения епископа Тверского. Храм освящен в 1883 году. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг - и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938).

К началу XX века в заштатной необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви:

  1. главная, холодная - святителя Николая, построена в 1833, каменная с двумя приделами: правый - Владимирской Богоматери; левый - праведного Иакова Боровичского
  2. теплая - Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в 1883, каменная, с приделом святителя Арсения Тверского
  3. теплая - Сретения Господня, построена в 1754-1757, каменная, с одним престолом
  4. преподобного Александра Свирского, построена предположительно в 1757

Закрытие и возрождение монастыря

В 1919 году все монастырское имущество было реквизировано. На базе монастыря сформирована монашеская сельскохозяйственная артель. Но она просуществовала недолго. До 1927 года здесь служил священником будущий преподобномученик Анатолий (Ботвинников). Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

С 1994 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора трудами иерея Геннадия Савостьянова началось восстановление древней Теребенской пустыни. Сохранились: Никольский собор (1830-1838), Благовещенская церковь (1882-1883), настоятельский и братский корпуса (1840-50-е годы).

Реставрация колокольни началась в 1996 году. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны. Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская "Отменное литье", под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.

17 августа 2004 года обитель получила статус женского монастыря

Святыни

Храмы монастыря

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте. При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью. Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, ещё 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Иконостас тройной, средняя часть соответствует престолу в честь Благовещения, а по сторонам его уступами вперед 2 меньших иконостаса, направо для придела во имя Арсения Тверского, а налево для помещения в его центре под вызолоченной сенью чудотворного образа Николая Чудотворца. Главный престол освящен 9 октября 1883 Саввой (Тихомировым), архиепископом Тверским и Кашинским, а придел освящен 4 декабря 1883 настоятелем игуменом Арсением.

Литература

  • "Духовенство Русской Православной церкви в XX веке". Биографическая база данных и собрание материалов на сайте Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря:
  • Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде : еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918:
  • Иеромонах Илиодор. Историко-статистическое описание Николо-Теребенской пустыни. Тверь, 1860 г.

Настоятели

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство "Леушинское подворье", Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья "ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ" в энциклопедии "Тверская область", 1994 г., страница 283.
  • Страница истории на официальном сайте Николо-Теребенского женского монастыря (дата обращения 25 августа 2020 года):
  • Соловьев Н.А, "Из истории Николо-Теребенского монастыря" // Альманах "Бежецкий край", 2017, № 1(15), С. 33-41:
  • Илиодор (иеромонах). Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни. - Тверь: Типография Губернского правления, 1860, С. 37-39 (материал использован частично) - см. список настоятелей с 1711 по 1853 год:



[1]  Ступкин Е. И., Мятежный Илиодор // Тверская старина, 2009, №28, С. 80 - 83: http://vischny-volochok.ru/kraeved_statyy/statya_015/stat_015.php; Ступкин Е. И., Учитель, священник, писатель... ...и доносы против него // Православная Тверь, Тверь. 2009. ­ № 5 (148), С. 12 -13: http://vischny-volochok.ru/kraeved_statyy/statya_048/stat_048.php

[2]  (строитель, иеромонах) // Памятная книжка Тверской губернии на 1863 год,  Тверь, 1863, С. 47.

[3]  (испр. должн., иеромонах) // Памятная книжка Тверской губернии на 1865 год, Тверь, 1865, С. 45; (архим.) // Адрес-Календарь лиц, служащих в Тверской губернии на 1880 год, Тверь, 1889, С. 66.

[4]  Маиуип (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Часть 1 [машинопись], С. 382: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-pravoslav...129

[5]  Епархиальные известия // Тверские епархиальные ведомости, 1886, № 3 (1 февраля), С. 66; Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. Тверь, 1899. С. 37; Определение Святейшего Синода от 17-29 ноября 1893 г., за № 3402 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1893, № 49 (4 декабря), С. 363; Архимандрит Феофан Предтеченский, (по поводу его отъезда из Кашина … ) [биография] // Тверские епархиальные ведомости, 1909, № 19 (19 мая), часть неофиц., С. 382.

[6]  Адрес-Календарь Тверской губернии на 1895 год,  Тверь, 1895, С. 18; Торжество освящения новосозданного соборнаго храма въ Бежецком Благовещенском женскомъ монастыре // Тверские епархиальные ведомости, 1895, № 19 (1 октября), часть неофиц., С. 510, 512; Епархиальная хроника [в кафедр. соборе … отправлена панихида] // Тверские епархиальные ведомости, № 19 (1 октября), С. 552.

[7]  Определение Святейшего Синода от 24 октября 1901 года за № 4177; Высочайшее повеление от 31 августа 1908 года (о бытии настоятелю Николаевской Теребенской пустыни, Тверской епархии, архимандриту Дионисию - епископом Челябинским) // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1908, № 38 (20 сентября), С. 291; Указом Свят. Правительствующего Синода, от 10 сентября за № 10948 // Тверские епархиальные ведомости, 1908, № 39 (22 сентября), С. 531.

[8]  Высочайшее повеление от 22 мая 1909 года (об увольнении преосвященного Приамурского Владимира, по болезненному состоянию, от управления епархиею на покой // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1909, № 22 (30 мая), С. 221; Указом Свят. Правительствующего Синода, 27 мая [1909] за № 7459 // Тверские епархиальные ведомости, 1909, № 22 (8 июня), С. 253; Указом Св. Синода, от 21 Сентября [1911] за № 12728 // Тверские епархиальные ведомости, 1911, № 41 (10 октября), С. 570

[9]  Указом Св. Синода, от 21 Сентября за № 12728 // Тверские епархиальные ведомости, 1911, № 41 (10 октября), С. 570; Определение Святейшего Синода от 17-22 ноября 1911 года за № 8923 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1911, № 49 (6 декабря), С. 409; Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 22 ноября сего года за №16156 // Тверские епархиальные ведомости, 1911, № 48 (28 ноября), С. 654.

[10]  Определение Святейшего Синода от 17-22 ноября 1911 года за № 8923 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1911, № 49 (6 декабря), С. 409; Указомъ Святейшаго Правительствующего Синода, от 22 ноября сего года за №16156 // Тверские епархиальные ведомости, 1911, № 48 (28 ноября), С. 654; Определение Святейшего Синода от 12-26 апреля 1917 г.. за № 2047 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1917, № 18-19 (20 мая), С. 119

[11]  "IV. Отъ 11 августа 1917 года за № 4971 постановлено: назначить настоятеля Пинскаго Богоявленскаго монастыря, Минской епархіи, архимандрита Кирилла исправляющимъ должность настоятеля Николаевской Теребенской пустыни, Тверской епархіи". Определение Святейшего Синода от 11 августа 1917 года за № 4971 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1917, № 34 (26 августа), С. 283

[12]  Определение Святейшего Синода от 1 - 2 декабря 1917 года за № 6086 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1917, № 48-49 (16 декабря), С. 435.

Редакция текста от: 01.09.2020 11:57:39

"НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google