Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г. |
- Адрес: Россия, 607190, Нижегородская обл., г. Саров, пр-кт Мира, 40
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. К 1700 году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К 1706 году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В мае 1706 года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.
Деятельность отца Иоанна не ограничилась только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникло и монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступил к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. В 1711 году устав был утвержден, и впоследствии стал образцом для многих монастырей России.
За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью.
18 декабря 1731 года, после долгих споров и неприятностей были закреплены за Саровской пустынью все земли, приобретенные настоятелем в 1705-1729 годах. 17 марта 1753 года к Саровской была приписана Санаксарская пустынь.
В середине 50-х годов XIX века монастырь достиг своего экономического расцвета. Росло число братии, умножались доходы, укреплялись связи с внешним миром. Это была экономически сильная и самостоятельная обитель.
Саровский монастырь - памятник монастырского зодчества XVIII-XX веков. Строительство здесь велось в разные годы неравномерно, и потому особенностью архитектуры Сарова явилось сочетание различных стилей. Всего в монастыре было девять храмов. Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор - первое каменное здание Саровской Пустыни. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году, у его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители - преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк Молчальник.
Первый храм обители - в честь Живоносного Источника перестраивался в 1752, а затем в 1846 годах. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.
Самое древнее сооружение в Сарове - это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.
Последний храм обители был заложен в 1897 году, в первый раз освящен в 1903 году в честь преподобного Серафима Саровского.
В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.
Разорение Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима Саровского. 14-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
Закрытие монастыря
Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.
В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября 1920 года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.
Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.
Современный период
После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было "перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы". До 1931 года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После 1931 года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.
С ноября 1938 года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в 1941 году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.
В период с 1942-1943 гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов "катюша". Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.
В 1946 году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После 1946 года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, "Населенный пункт КБ-11", надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.
Возрождение церковной жизни
26 сентября 1989 года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в 1990 г., хотя зарегистрировать его удалось только в 1991 г., уже после обретения мощей преподобного Серафима. 2 августа 1991 года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.
14 июля 1992 года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых - бывшая монастырская кладбищенская церковь.
В 1999 году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.
К августу 2000 года на Дальней Пустыньке была воздвигнута и освящена часовня-алтарь с навесом для молящихся. В том же году первостепенная роль Саровской обители в новой истории Русской Церкви нашла отражение на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной по случаю их прославления в 2000 году. На четырнадцатом клейме было изображено разорение обители и похищение из неё мощей преподобного Серафима (см. иллюстрацию выше).
В ноябре 2002 года епархии был возвращен храм преподобного Серафима, который, после полного восстановления, был освящен Святейшим Патриархом Алексием в дни празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых (1 августа 2003 года).
17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление Свято-Успенской Саровской пустыни.
Настоятели и наместники
- Исаакий, в схиме Иоанн (Степанов) ((1691) 1706 - 1734)
- Дорофей, в схиме Димитрий (Замятнин) (1731 [1] - 1746)
- Филарет (1746 - 1749)
- Маркелл (1749 - 1751)
- Исаакий (1751 - 1758)
- Ефрем (Коротков) (1758 - 29 марта 1777)
- Пахомий (Леонов) (1777 - 1794)
- Исаия I (Зубков) (1794 - 1806)
- Нифонт (Черницын) (1806 - 1842)
- Исаия II (Путилов) (1842 - 1858)
- Серафим (Пестов) (1858 - ноябрь 1872)
- Иосиф (Шумилин) (ноябрь 1872 - конец 1889)
- Рафаил (Трухин) (31 декабря 1889 - 16 июля 1894)
- Иерофей (Мелентьев) (1894 - 1920)
- Руфин (Велькин) (1920 - 24 июля 1924 [2])
- Мефодий (Коковихин) (1924 - 1926)
- Киприан (Петров) (1926 - 1927)
- Варнава (Баранов) (17 июля - 26 декабря 2006)
- Андроник (Могилатов) (12 октября 2007 - 27 июля 2009)
- Кирилл (Покровский) (27 июля - 29 ноября 2009)
- Никон (Ивашков) (ноябрь 2009 - 26 июля 2010) и/о наместника
- Никон (Ивашков) (с 26 июля 2010)
См. также
- Неофициальный сайт
Использованные материалы
- "Действующие монастыри," официальный сайт Нижегородской митрополии:
- "Общежительная Саровская Пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся" М.: Сретенский монастырь, 1996, 241 с. С. 47 - 50, 64, 85, 91,177, 183, 191.
- http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm (недейств.)
- http://www.sarov300.info/?Section=7 (недейств.)
[1] По сведениям Строева. См. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви / Сост. П. Строев, С.-Петербург, 1877, с. 900
[2] Фомин С.В., "Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)", Том 3, Москва: Изд-во "Паломник", 2002, с. 739