Икона преподобномученика Луки Одринского |
Память 23 марта (Греч. [1]), в 3-ю неделю по Пятидесятнице, в Соборах Афонских преподобных, Лесбосских святых (Греч.) и Новомучеников по взятии Константинополя пострадавших (Греч. [2])
Родился в Адрианополе (Одрин, соврем. Эдирне, Турция) в христианской семье. Когда Луке едва исполнилось шесть лет, умер его отец. Мать доверила воспитание сына одному греческому торговцу из Константинополя.
Однажды тринадцатилетний Лука устроил драку с мальчиком-турком. Собравшиеся прохожие увидели, что Лука побеждает, и бросились на него с громкими криками, угрожая смертью. Испуганный мальчик закричал: "Отпустите меня, и я стану мусульманином!" Его поймали на слове, и Лука, силой приведенный служить знатному турку, был обрезан.
Несмотря на заботу хозяев и обещания блестящей карьеры, совесть не давала Луке покоя. Он пренебрегал развлечениями и тайно плакал о невозможности покинуть этот дом. Мальчику удалось сообщить опекуну о своем желании сбежать. Тот изложил обстоятельства дела в русском посольстве, надеясь получить там помощь. Но все попытки забрать Луку из дома хозяев оказались тщетными. Наконец он сам вырвался из-под надзора мусульман и, сменив турецкую одежду на христианскую, сел на корабль, который привез его в Смирну. Здесь Лука исповедался священнику, и тот посоветовал мальчику отправиться на Афон, дабы найти там путь ко спасению.
Но в большинстве монастырей Святой Горы его отказывались принять по причине юного возраста. В конце концов он был пострижен в рясофор в обители Ставроникита. Тем не менее Лука не мог найти покоя своей душе и подвергался большим искушениям. Он подумал, что потому не может найти удобного для покаяния места на горе, где пребывало столько святых, что Бог требует от него последнего жертвоприношения - мученического, дабы загладить ошибку кровью и очистить совесть.
Духовный отец скита Святой Анны, которому он изложил свой замысел, видя его юный возраст и опасаясь нового отречения, попытался отговорить Луку, но тщетно. Тогда он решил испытать мальчика и предложил ему класть по восемьсот земных поклонов ежедневно и питаться только сухим хлебом и водой. Лука с радостью подчинился этому правилу, постоянно размышляя о славной смерти за Христа. Получив в итоге благословение предать себя на мученичество, он был облачен в великую схиму и отплыл на о. Митилена вместе с иеромонахом Виссарионом. Ему духовный отец поручил сопровождать Луку и поддерживать вплоть до желанной смерти за Христа.
Бдением и причащением Святых Таин в сельской церкви Лука должным образом приготовился к подвигу. После этого, надев поверх монашеской рясы мирскую одежду и испросив прощения со множеством слез у своего спутника и священников той церкви, отправился в местный суд. Но первая его попытка не удалась, и он, опечаленный, вернулся к Виссариону, сказав: "Отче, огонь Христов не был зажжен!"
Однако, воспрянув духом, он снова бросился в битву и отправился к Назир-аге, требуя избавить его от позорной печати обрезания, против воли наложенной на него в детстве. Когда турки посмеялись над ним, Лука заверил судью, что он в полном рассудке, и убеждал Назир-агу незамедлительно исполнить то, что предписывает в таких случаях мусульманский закон. Его привели без конвоя к дому судьи, где он встретил епископа Митиленского. Архиерей был вызван туда из-за обращения в христианство и бегства одной турецкой семьи. Это событие вызвало ярость захватчиков, поэтому христиане острова пребывали в страхе перед кровавыми преследованиями. Лука поклонился епископу и попросил помолиться за него, дабы он довел свое намерение до конца. Несмотря на опасность, епископ приказал отслужить во всех храмах молебен за воина Христова.
В то время как христиане пребывали в тревоге, один Лука держался перед судом храбро и уверенно. Три раза его подвергали допросу, и он постоянно выказывал ту же непреклонную решимость отправиться на смертную казнь, с полнейшим пренебрежением относясь к пустым обещаниям плотских наслаждений, которые ему делали турки. Наитием Святого Духа он находил цитаты из Священного Писания, дабы опровергать мусульманское вероучение. Но особенно потрясало присутствующих полное отсутствие страха у исповедника.
Турки оставили его на три дня в тюрьме, ожидая, что он изменит свое решение. Но когда Лука снова предстал перед судьей, он попросил, как единственную милость, быть казненным на час раньше, дабы, не медля более, присоединиться к Господу. Был произнесен смертный приговор, и мученик так быстро направился к месту казни, что оттолкнул одного из своих стражей, который воскликнул: "Ты что, на свадьбу идешь с такой поспешностью?" Затем Лука попросил дать ему несколько минут и вознес горячую молитву за всех христиан, в особенности за тех, кто помог ему в обращении. Он посетовал одному бывшему там христианину на свою единственную печаль - что он не был подвергнут пытке. Встав под виселицей, он позволил захлестнуть веревку вокруг своего горла в полном спокойствии и, даже не вздрогнув, предал дух Богу (1802).
Три дня его тело оставалось на виселице и на нем не было никаких ужасных следов мучений. Лука казался спящим, полным Божественной благодати, так что насекомые не дерзали к нему приближаться. Более того, от мертвого тела исходило сладкое благоухание, свидетельствующее, что Лука находится рядом с Богом. Затем турки бросили тело мученика в пучину, привязав к нему тяжелый камень. Но, ко всеобщему изумлению, оно явилось на поверхности вод, когда некое судно находилось в опасности из-за сильной бури. Святые останки прибило к берегу, где христиане погребли их с почестями, несмотря на запрещение аги.
Литература
- "23 МАРТА. Страдание святого преподобномученика Луки". "Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших"" - страница сайта "Азбука веры".
Использованные материалы
- "23 марта. Память преподобномученика Луки Ставроникитского". Иером. Макарий Симонопетрский. «Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра. Том 4. - страница сайта "Азбука веры".
[1] "Ὁ Ἅγιος Λουκᾶς ὁ Ὁσιομάρτυρας ὁ Ἁγιαννανίτης ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,- https://www.synaxarion.gr/gr/sid/2427/sxsaintinfo.aspx
[2] "Άγιος Λουκάς ο Ανδριανουπολίτης", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) - http://www.saint.gr/75/saint.aspx