Прпп. Евагрий Мгвимский, Илия Зедазенский и прочие сподвижники 13-и Сирийских отцов. Грузинская икона (XX-XXI вв.) |
Память 4 февраля (Груз. [1], Греч. [2], РПЦЗ [3], ПЦА [4]), 9 мая (Груз. [5]) и 4 января (Груз. [6], РПЦЗ [7], ПЦА [8] - вместе с Илией Зедазенским и прочими сподвижниками тринадцати Сирийских отцов; Греч. [9])
О Евагрии известно, что это был "человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии"; он занимал пост картлийского военачальника и командовал Цихедидской крепостью, хорошо знал Священное Писание и "божественные книги". В переводной версии Жития М.-Г. Сабинина упоминается, что грузинский царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Евагрия как военачальника. Отправившись на помощь греческим войскам в Осетию по просьбе визант. имп. Юстиниана I, царь поручил на время своего отсутствия управление царством Евагрию [10].
Однажды, охотясь в горах близ пещеры прп. Шио Мгвимского, Евагрий был поражен чудом, увидев, как голубь приносит пищу отшельнику. Он попросил у преподобного позволения остаться с ним, однако прп. Шио считал, что человеку, привыкшему к роскоши, будет тяжела отшельническая жизнь, и не разрешил Евагрию остаться, но тот был настойчив, тогда преподобный предложил ему испытать свою веру. Он дал ему свой посох и сказал:
Вернувшись домой, Евагрий распорядился своими владениями, обеспечив домашних и придворных всем необходимым, раздал имущество нищим и вернулся к отцу Шио. На обратном пути река вновь расступилась перед ним. Он принял постриг и поселился в пещере недалеко от преподобного. Это чудо побудило многих искать спасения в пустыни, где вскоре образовался монастырь Шиомгвиме, настоятелем которого стал прп. Шио. Евагрий для материального обеспечения обители приобрел с. Схалтба с окрестными землями и дал "тридцать литр золота" на постройку церквей. Парсман V в благодарность Евагрию за исправную службу пожертвовал монастырю четыре деревни, золотые чашу, дискос, крест и проч. богослужебную утварь, а также Евангелие, богато украшенное по заказу царя Вахтанга Горгасали. В день Пятидесятницы католикос Картли в присутствии царя и двора освятил храмы монастыря.
Молва о подвигах преподобных Шио и Евагрия распространилась по всей Грузии. Многие оставляли мир и начинали монашескую жизнь.
В Житии описывается чудо о волке, пасшем "ослов братии": прп. Шио сам вырыл зверю пещеру, а Евагрий утром и вечером кормил волка хлебом с водой.
Во второй половине VI века, достигнув преклонного возраста, святой Шио собрал братьев и сказал им: "Выберите одного из вас, который будет пастырем этого братства, ибо настало время моего уединения. Решил я спуститься в пещеру, подготовленную мною жильём и могилой себе!"
По просьбе братьев святой Шио избрал преподобного Евагрия настоятелем монастыря.
Преподобный Евагрий покорно принял бремя настоятеля братии и с Божьей помощью и молитвами отца Шио мудро правил монастырём. Последовав примеру прп. Шио, он до смерти подвизался в землянке.
Сведения о прп. Евагрии содержатся в кименной редакции "Жития отцов наших Шио и Евагре" [11] католикоса Картли Арсения II (955-980), в метафрастической редакции XII века "Жития и чудотворений святого и блаженного Шио" [12], в заглавии которого (считающемся псевдоэпиграфическим) фигурирует имя автора - Мартвирий, а также в "Повествовании и чудодействиях святого и богоносного отца Шио" [13], созданном неустановленным католикосом Василием (вероятно, заглавие также псевдоэпиграфично). К. Кекелидзе предполагал, что автор "Повествования..." может приходиться братом Ефрему Мцире - их обоих источники называют "Вачесдзе" (в переводе с груз.- сын Ваче) [14].
Литература
- Житие отцов наших Шио и Евагре [кименная редакция] // Архетипы житий Сирийских отцов // Ист. сб. / Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 26-36 (на груз. яз.);
- То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 69-143;
- То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 217-229;
- Житие и чудотворения святого и блаженного Шио, который был из Антиохии междуречия, который прибыл в страну Картли и обосновался в Саркине (в одной пещере), описанное достойным Мартвирием, которого сперва звали Иоанном, который был один из учеников святого Иоанна из Константинополя [метафрастическая редакция] // ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 107-170;
- То же // Сабинин. Рай. 1882. С. 219-264;
- Сабинин М.-Г. Житие прп. Шио Мгвимского чудотворца, покровителя груз. царства // Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 141-166;
- Повествование и чудодействия святого и богоносца отца Шио, написанные другими в разное время, собрал Василий Католикос, сын св. Патрика Ваче // Сабинин. Рай. 1882. С. 253-264;
- То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 199-213;
- Peradze G. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien. Cotha, 1927. Р. 1-41;
- Джавахишвили. История народа. 1928. Т. 1. С. 324-347;
- Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 122-124, 158-162, 534-536;
- он же. Вопрос о прибытии сир. отцов в Картли // Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50;
- Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. XXIII-XXV;
- Архетипы житий Сирийских отцов // Ист. сб. / Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 1-18 (на груз. яз.).
Использованные материалы
- Э. Габидзашвили. "Евагрий Шиомгвимский" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 584
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 86-89
[1] "ღირსი მამაჲ ჩვენი ევაგრე, ციხედიდის მთავრად ყოფილი და შიო მღვიმელის თანამოღვაწე (VI)" // Жития грузинских святых, Тбилиси, 2004 (на груз. яз. ), электронная версия на сайте orthodoxy.ge, http://www.orthodoxy.ge/tveni/tebervali/04-evagre.htm.
[2] "Οἱ Ὅσιοι Εὐάγριος καὶ Σίος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2018/sxsaintinfo.aspx.
[3] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 23, http://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Feb-2019.pdf.
[4] "Saint Evagrisi, disciple of Saint Shio", страница месяцеслова на официальном сайте Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2020/02/04/103812-saint-eva...hio.
[5] "Календарь грузинских святых" (Подготовлено Н. Т.-М. по Православному календарю Грузинской Православной Церкви за 2008 год, Тбилиси, 2007), http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41585.htm; "Преставление пр. Шио Мгвимского в его обители в 30 верстах от Тифлиса и ученика его Евагрия в VII в.", Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1.
[6] "ღირსნი მამანი ჩვენნი - ევაგრე, ილია დიაკონი და სხვანი" // Жития грузинских святых, Тбилиси, 2004 (на груз. яз. ), электронная версия на сайте orthodoxy.ge, http://www.orthodoxy.ge/tveni/ianvari/04-evagre.htm.
[7] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 11, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Jan-2019.pdf.
[8] "Holy Fathers of the Shio-Mgvime Monastery", страница месяцеслова на официальном сайте Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2020/01/04/103806-holy-fath...ery.
[9] "Οἱ Ὅσιοι Εὐάγριος καὶ Σίος ἐκ Γεωργίας", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http:///www.synaxarion.gr/gr/sid/1623/sxsaintinfo.aspx.
[10] Сабинин. 2004. С. 147
[11] Кекел. А 199. Л. 21-28, XII-XIII вв.; Hieros. S. Crucis. 36. Л. 123-129, XIII-XIV вв.
[12] Кекел. А 130. Л. 53-77, 1713 г.; А 160. Л. 309-366, 1699 г.
[13] Кекел. А 170. Л. 31-46, 1733 г.; неск. рукописей XVIII-XIX вв.
[14] Кекел. S 30. Л. 358, 1633-1646 гг.; КЦ. 1955. Т. 1. С. 231