Свт. Кирилл Туровский |
Память 28 апреля и в Соборе Белорусских святых
Родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.
С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового" - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и "многа Божественна Писания изложи". Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.
Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру [1] и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Лаврентий Туровский) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. От современников он получил именование русского Златоуста.
Сам святитель о себе смиренно говорил:
Скончался 28 апреля около 1183 года.
Творения
Свт. Кирилл составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.
Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского, изданное Туровским епископом Евгением в 1880 году включает:
- Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;
- Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний;
- Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;
- Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского, и похвала Иосифа в неделю 3-ю по Пасхе;
- Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;
- Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце:
- Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце, от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;
- Слово на святых отец 318, от Святых Книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю прежде Пентикостии;
- Притча о слепом и хромом;
- Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке;
- Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;
- Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии;
- Послание некоего старца к Богоблаженному Василию архимандриту о схиме;
- четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после вечерни);
- четыре молитвы на понедельник;
- четыре молитвы на вторник;
- пять молитв на среду (после утрени, часов и - 3 после вечерни);
- три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);
- четыре молитвы на пятницу (после утрени часов и 2 после вечерни);
- шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после вечерни);
- канон молебный;
- исповедание и поминовение.
Впоследствии было открыто "Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа". Известно, что святитель составил также "Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки". Как богослов святитель Кирилл Туровский свою задачу усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания.
Тропарь
Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвале, / святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле Богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, / во Православии, благочестии и единомыслии.
Использованные материалы
[1] Владимирско-Суздальская епархия была создана только в XIII веке. Вероятно, здесь речь об иной епархии.