Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Петербурге прошли Бражниковские чтения, посвященные древнерусскому певческому искусству

21.04.2008 Традиционные Бражниковские чтения, посвященные древнерусскому певческому искусству, завершились 19 апреля в Санкт-Петербурге.

Ежегодный научно-творческий форум, названый в честь выдающегося исследователя этой темы Максима Викторовича Бражникова (1904-1973) в этом году по тематике был связан с двумя юбилеями - 190-летием исследователя церковного пения протоиерея Димитрия Разумовского и 450-летием уникальной певческой рукописи, написанной в 1558 году иноком Кирилло-Белозерского монастыря Елисеем Вологжаниным.

В чтениях приняли участие ученые из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России, а также зарубежные музыковеды-медиевисты. В качестве иллюстраций к докладам в концертном зале Российской Национальной библиотеки в исполнении хоровых коллективов прозвучали мелодии древнерусских и византийских распевов, великопостные песнопения, покаянные стихи, знаменные многоголосия в расшифровке Бражникова.

Отдел рукописей РНБ, обладающий уникальным собранием крюковых музыкальных автографов, приурочил к чтениям открытие двух выставок. В экспозиции "Рукописные материалы протоиерея Димитрия Разумовского" представлены письма, материалы к биографии, рукописи с пометами исследователя. На выставке "Лета 7026 (1558) писана сия книга" можно увидеть кодекс Елисея Вологжанина в окружении нотированных рукописей XVI–XVII веков.

Чтения прошли при поддержке петербургской Консерватории, Российской библиотечной ассоциации, Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ.

Благодаря Максиму Бражникову до нас дошло записанное "крюками" древнерусское певческое наследие, которое многие музыковеды считают наиболее традиционным способом церковного пения. Несмотря на запреты, ученый мужественно занимался "непопулярной" темой в годы официального атеизма. Его подвижническими трудами петербургская школа изучения отечественного наследия древней хоровой музыки заняла лидирующее положение в России. Многие объемные труды исследователя еще не опубликованы. Его расшифровками пользовались Георгий Свиридов, Альфред Шнитке, Сергей Слонимский и другие композиторы.

"Вода живая"/Седмица.Ru

Редакция текста от: 21.04.2008 00:00:00