Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "19 АВГУСТА"

Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4749
Дата регистрации: 17.01.2005
Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
09.05.2023 17:39:34

> Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии (II; Серб.)

Если II это век, то почему память ниже остальных? Но какой монах во втором веке, если монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине?

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 986
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
09.05.2023 17:57:43 в ответ на "Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Александр Иванов)

> > Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии (II; Серб.)
> Если II это век, то почему память ниже остальных? Но какой монах во втором веке, если монашество возникло в III веке в Египте и в Палестине?

1) Внизу - потому что когда стал вносить, то вносил как святых без даты, и только потом сообразил, что это II век - поскольку "во время Севериана", и вписал. Но поднрять запись ввурх уже смекалки не хватило. Виноват, просите.

2) "Какой монах" - трудно сказать, потому как жития нет, только две строчки, и назван он именно монахом. Может, имеется в виду какой-нибудь другой Севериан и это не II век? Может, убрать прямолинейное "Прмч." - это я написал, а в оригинале - просто "Мч.", тогда слово "монах" не обязательно может означать постриженного в монашество, а, скажем, принципиального холостяка... ))) В общем, не знаю. Сказал всё что мог.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
09.05.2023 18:55:40 в ответ на "Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Панайот Кофалалос)

> > > Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии (II; Серб.)

> ..."Какой монах" - трудно сказать, потому как жития нет, только две строчки, и назван он именно монахом.

Житие есть в Коптском синаксаре. Недавно упоминалось об этом в обсуждении (см. https://drevo-info.ru/forum/21164.html ).

Подробнее см. у Евгении Михайловны, ПЭ, Т. 46, с. 337: https://www.pravenc.ru/text/2564006.html

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 986
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
09.05.2023 19:14:40 в ответ на "Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Олексій Тре)

> > > > Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии (II; Серб.)
> > ..."Какой монах" - трудно сказать, потому как жития нет, только две строчки, и назван он именно монахом.
> Житие есть в Коптском синаксаре. Недавно упоминалось об этом в обсуждении (см. https://drevo-info.ru/forum/21164.html ).
> Подробнее см. у Евгении Михайловны, ПЭ, Т. 46, с. 337: https://www.pravenc.ru/text/2564006.html

Спасибо! Сейчас поправлю сразу. Правда, остаётся всё равно лёгкое недоумение: гонения при Септимии Севере - это 202-211 гг.; о монашестве и монастырях уже можно вести речь?

Пожалуй, тогда так: "(ок. 202-211?/IV?)"

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4749
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
10.05.2023 05:01:56 в ответ на "Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Панайот Кофалалос)

> > Подробнее см. у Евгении Михайловны, ПЭ, Т. 46, с. 337: https://www.pravenc.ru/text/2564006.html
> Спасибо! Сейчас поправлю сразу. Правда, остаётся всё равно лёгкое недоумение: гонения при Септимии Севере - это 202-211 гг.; о монашестве и монастырях уже можно вести речь?

Не думаю, и ПЭ подчеркивает, что это анахронизм.

> Пожалуй, тогда так: "(ок. 202-211?/IV?)"

А IV век откуда взялся? Я бы оставил в календаре как мучеников (тем более что так в сербском оригинале) и без упоминания монашества. А в самой статье уже упомянуть и монашество, и анахронизм, как в ПЭ.

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 986
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
10.05.2023 10:33:38 в ответ на "Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Александр Иванов)

> > Пожалуй, тогда так: "(ок. 202-211?/IV?)"
> А IV век откуда взялся? Я бы оставил в календаре как мучеников (тем более что так в сербском оригинале) и без упоминания монашества. А в самой статье уже упомянуть и монашество, и анахронизм, как в ПЭ.

О IV веке говорится в тексте статьи в ПЭ - нв, если монахи. А их монашество - вроде более важный фапт, чпм имя конкретного императора.

Но, впрочем, если Вы решите поправить иначе, я не стану возражать - ситуация действительно спорная. Сделайте как сочтёте нужным.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
10.05.2023 12:31:35 в ответ на "Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Панайот Кофалалос)

> > > Пожалуй, тогда так: "(ок. 202-211?/IV?)"

> > А IV век откуда взялся? Я бы оставил в календаре как мучеников (тем более что так в сербском оригинале) и без упоминания монашества. А в самой статье уже упомянуть и монашество, и анахронизм, как в ПЭ.

> О IV веке говорится в тексте статьи в ПЭ - но, если монахи. А их монашество - вроде более важный факт, чем имя конкретного императора.
> Но, впрочем, если Вы решите поправить иначе, я не стану возражать - ситуация действительно спорная. Сделайте как сочтёте нужным.

Для меня (наверное, далеко "не умно" говорить об этом и стоило бы помолчать) 'анахранизмом' явл. утверждение о возникновении монашества только к кон. ІІІ века при знании постулирующих об этом о кумранских свитках и ессеях :

  • "Первые монахи появились в тот период, когда гос. власть и подавляющая часть населения Римской империи еще не исповедовали христианство, поэтому «бегство от мира» было в какой-то степени обусловлено желанием ограничить контакты с языческим или полуязыческим обществом. Первое поколение монахов-отшельников не было активно вовлечено в социальное и миссионерское служение, возглавляемое церковной иерархией."
  • "Слово μοναχός употребляется в греческом переводе Библии Акилы и Симмаха (в Септуагинте слово отсутствует) фрагментов Пс 24. 16 (церковнослав. ), Быт 22. 2 и Пс 67. 7 (церковнослав. ), являясь переводом евр. (один, одинокий). Производные от корня довольно часто используются в текстах Кумрана для обозначения собрания членов общины, а также самой общины"

См. ПЭ:

См. так же:

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 986
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии
10.05.2023 12:55:22 в ответ на "Re: Прмч. Моисея монаха и сестры его мц. Сарры, в Александрии" (Олексій Тре)

> Для меня (наверное, далеко "не умно" говорить об этом и стоило бы помолчать) 'анахронизмом' явл. утверждение о возникновении монашества только к кон. ІІІ века при знании постулирующих об этом о кумранских свитках и ессеях

Александр Юрьевич, в том, о чём написал Олексій, действительно есть смысл. Слово "монах", может быть, и не вполне точное - оно приобрело свой теперешний смысл несколько позже, но лучшего, боюсь, не придумать...

С учётом этого я бы, пожалуй, просто оставил датировку "ок. 202-211". (Но - Вам решать.)

?

Ответить