Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "6 АВГУСТА"

Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4749
Дата регистрации: 17.01.2005
"Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"
03.11.2022 03:22:38

> Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)

Во-первых, нет ссылки на источник. Но это не главное, у нас есть список даже из 73 имен - Собор семидесяти апостолов, там нет этих двух. Вряд ли финны что-то своё изобрели, скорее всего дело в вариантах написания имен. Аддай может оказаться Фаддеем. Насчет Мария не знаю, может Марк или Ермий?

И надо понять, откуда происходит такая память. ФПЦ - автономия в составе Константинополя, скорее всего оттуда. Но, как я понимаю, у греков сейчас этой памяти нет?

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 986
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"
03.11.2022 04:10:11 в ответ на ""Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"" (Александр Иванов)

> > Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)
> Во-первых, нет ссылки на источник. Но это не главное, у нас есть список даже из 73 имен - Собор семидесяти апостолов, там нет этих двух. Вряд ли финны что-то своё изобрели, скорее всего дело в вариантах написания имен. Аддай может оказаться Фаддеем. Насчет Мария не знаю, может Марк или Ермий?
> И надо понять, откуда происходит такая память. ФПЦ - автономия в составе Константинополя, скорее всего оттуда. Но, как я понимаю, у греков сейчас этой памяти нет?

Ссылка есть в новой редакции статьи "Аддай". Финляндская Церковь - автономная и обладает правом канонизации собственных святых. У них в календаре я нашёл довольно много памятей европейских святых I-VII веков. русских - из тех памятей, что у нас по чьему-то злому умыслу выпали из календаря, хотя они есть в "Настольной книге" и Минеях. В данном конкретном случае если они решили включить в свой календарь святых из сирийского календаря, живших совершенно явно до Халкидонского собора и связанных с этим расколов, что в этом плохого? Да и вообще, Вы же всегда говорите о том, что "Древо" ничего не придумывает, но отражает существующее положение вещей! Финская Церковь - православная, мы признаём её таковой? Так в чём же дело? Кроме того, ссылку на финнов я "подпёр" ссылзкой на "Зап." память из Клода Лапорта - источника, вроде как признанного. Возможно, финны именно оттуда память и взяли - эта книга известна многим агиографам и специалистам по календарям, ею активно пользуются православные во всём мире.

Что до списка 7?-х - то полный список насчитывает человек 80. В статье написано: эти двое святых почитаются как апостолы от 72-х в сирийской традиции. Возможно, надо будет пересмотреть статью о 70-и апостолах и внести туда если не имена, то хотя бы информацию о неоднозначности списка. (Например, Апфия у нас - равноапостольная, а у греков она - апостол; то же с Прикиллой. И многое другое.) Но и сейчас, на мой взгляд, внесённые мною правки вполне правомочны.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4749
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"
13.11.2022 15:51:27 в ответ на "Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"" (Панайот Кофалалос)

> > > Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)

Еще вопрос, откуда такая транскрипция Mari = Ма́рий? Почему не Мари́?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"
13.11.2022 20:00:00 в ответ на "Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"" (Александр Иванов)

> > > > Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)
> Еще вопрос, откуда такая транскрипция Mari = Ма́рий? Почему не Мари́?

Если держаться русской транскрипции и ударений к именам Церкви Востока, то Мари́ (ударение так же как у Мани́) (боюсь, у ассирийцев иначе) :

  • Мар Мари, ...святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета),"

  • "В древних восточносир. богослужебных памятниках память М. встречается во 2-ю пятницу лета, 12 авг., во 2-ю пятницу периода апостолов и 15 нояб. ... / Сходство имен Мари и Мани, а также ряда их учеников (Адда, Тумис и Папа (Пап)), практически полностью «скопированный» миссионерский маршрут и др. детали привели нек-рых ученых к выводу, что текст «Деяний...» - результат «переписывания» миссионерской истории манихейства в христ. ключе. "

Последнее предложение - это конечно размышлизмы "некоторых учёных" (но нет дыма без огня).

Подробнее, см. Муравьев А.В., "Мар Мари" // ПЭ, Т. 43, с. 450-451: https://www.pravenc.ru/text/2561992.html

Ответить
Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 986
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"
13.11.2022 22:35:31 в ответ на "Re: "Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)"" (Александр Иванов)

> > > > Апп. от 70-и (72-х) Аддая и Ма́рия (I; Фин.)
> Еще вопрос, откуда такая транскрипция Mari = Ма́рий? Почему не Мари́?

Хотел просто, вслед за Олексієм, сослаться на статью:

> Подробнее, см. Муравьев А.В., "Мар Мари" // ПЭ, Т. 43, с. 450-451: https://www.pravenc.ru/text/2561992.html

Однако в электронной версии ударение оказалось потеряно. Поэтому вот:

(для форума)
(для форума)

Ответить