Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ВАСИЛИСК КОМАНСКИЙ"

Андрей Александрович Садин
пользователь
Православный христианин московского патриархата

Сообщений: 105
Дата регистрации: 04.10.2018
Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
03.06.2020 23:34:29

Здравствуйте. Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту пишется везде. Но прочитав соответствующую статью в Православной Энциклопедии (http://www.pravenc.ru/text/187611.html), с удивлением обнаружил там опровержение. Согласно написанному там, в оригинальном источнике (см. статью в Энциклопедии), откуда это взято, пишется, что это был "мученик Василиск, епископ, пострадавший в Никомидии вместе с Лукианом, пресвитером из Вифинии Антиохийской.." (память 15 / 28 октября). И хоть сведения о епископстве упомянутого мученика Василиска сразу же опровергается, но олицетворение его с мучеников Василиском, чтимым 22 мая / 4 июня названо ошибочным.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 02:26:12 в ответ на "Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Андрей Александрович Садин)

Странно, но в двухчастной статье об Иоанне Златоусте в ПЭ говорится только о мученике Василиске Команском (по пути отмечается неточность в именовании его епископом), чьё захоронение находилось в Команах и куда было положено также тело Златоуста. И когда читашь, что был ЕЩЁ ОДИН мученик Василий, и тоже Команский, и тоже НЕ епископ... Пострадавший с Лукианом с памятью 15 октября, но собственной памяти не имеющий? То есть - НЕ ТОТ, в чью гробницу положили тело Иоанна, а ДРУГОЙ ему явился?

Что-то странно это. Что-то кому-то привиделось...

Ответить
Андрей Александрович Садин
пользователь
Православный христианин московского патриархата

Сообщений: 105
Дата регистрации: 04.10.2018
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 11:24:02 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (д. Александр Васильев)

> Что-то странно это. Что-то кому-то привиделось...
Речь о статье о мучениках Евтропии, Клеонике и Василиске (http://www.pravenc.ru/text/187611.html), ссылку на которую я приводил. Далее цитата: _"В то же время в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» рассказывается о некоем Василиске, еп. Коман и «местном мученике», пострадавшем в Никомидии вместе с Лукианом († 312), пресв. из Вифинии Антиохийской (пам. 15 окт.). Василиск явился во сне Иоанну, когда тот вместе с сопровождавшим его пресвитером остановился на ночлег в мартирии за городской стеной г. Команы, и сообщил, что завтра Иоанн предстанет пред Господом, а пресвитеру приказал подготовить место для погребения. После кончины Иоанн был похоронен в мартирии вместе с Василиском (Palladius. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 67-68). Большинство исследователей видят ошибку в сообщении Палладия относительно епископства Василиска и не отождествляют его с В., пострадавшим с Е. и К. (Janin. P. 1237; Gordini. P. 55-56)....." Это-то и вызывает смущение.... _

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 13:19:03 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Андрей Александрович Садин)

> > Что-то странно это. Что-то кому-то привиделось...
> Речь о статье о мучениках Евтропии, Клеонике и Василиске (http://www.pravenc.ru/text/187611.html), ссылку на которую я приводил. Далее цитата: _"В то же время в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» рассказывается о некоем Василиске, еп. Коман и «местном мученике», пострадавшем в Никомидии вместе с Лукианом († 312), пресв. из Вифинии Антиохийской (пам. 15 окт.). Василиск явился во сне Иоанну, когда тот вместе с сопровождавшим его пресвитером остановился на ночлег в мартирии за городской стеной г. Команы, и сообщил, что завтра Иоанн предстанет пред Господом, а пресвитеру приказал подготовить место для погребения. После кончины Иоанн был похоронен в мартирии вместе с Василиском (Palladius. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 67-68). Большинство исследователей видят ошибку в сообщении Палладия относительно епископства Василиска и не отождествляют его с В., пострадавшим с Е. и К. (Janin. P. 1237; Gordini. P. 55-56)....." Это-то и вызывает смущение....
> _

Я понял, и по Вашей ссылке ходил и смотрел. И у меня как раз вызвало смущение другое. Златоусту явился мученик Василиск - тот, чья могила была в Команах, в которой Златоуста и положили, так? Тогда, может, ошибка в другом - с Клеоником и Евтропием пострадал не Команский Василиск, а какой-то другой? Т. е. Василиск из этой троицы - это один человек, и память всем троим 3 марта, а Василиск Команский - другой, и память ему 22 мая? Почему вдруг один из трёх мучеников из одной группы дополнительно поминается отдельно в другой день? Интуитивно я понимаю, что именно здесь собака и зарыта. Но я не исследователь... Вот бы покопать в ЭТОМ направлении!

(Епископство вынесем за скобки, оно, скорее всего, ошибочно. Я давно обратил внимание, что в минейной службе и все тексты стихир и канонов говорят о мучечнике, то же и житие, а тропарь ему стоит - священномуенический общий. У греков тропарь - индивидуальный, но тоже священномученику.)

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 13:24:15 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Андрей Александрович Садин)

> Речь о статье о мучениках Евтропии, Клеонике и Василиске

Выпускник философского отд. Православной академии им.Иоанна Богослова в 2010 как- то пытался разобраться (его вопросы так и остались вопросами), см. "Календарные заметки": http://bogoslov.ru/article/846389

Вопрос интересный, например что это за местность "Вифиния Антиохийская" или о каких Команах идёт речь (армянских или понтийских).

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 14:03:19 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Олексій Тре)

Спасибо, Олексіє, за ссылку! Сколько же людей множество вещей делает независиво друг от друга, в разное время, не имея возможности объединить свои усилия...

Совершенно понятно, что Златоуста положили в гроб именно к тому Василиску, который ему и явился. Тогда к Евтропию и Клеонику он или приклеен искусственно, или это таки другой человек.(Если я вообще имею право на догадки, то я склоняюсь ко второму варианту.)

В современном греческом житии всех троих под 3 марта http://www.saint.gr/1728/saint.aspx говорится: "Στις 3 Μαρτίου του 308 μ.Χ., ο Ευτρόπιος και ο Κλεόνικος κοσμήθηκαν με τους στέφανους της αγιότητας και του μαρτυρίου διά του σταυρικού τους θανάτου. Ο Βασιλίσκος παρέμεινε έγκλειστος στη φυλακή, όπου και πέθανε μετά από μερικά χρόνια, κερδίζοντας την αιώνια ζωή" ("3 марта 308 г. н.э. Евтропий и Клеоник были увенчаны венками святости и мученичества за их смерть через распятие. Василиск же оставался в заточении в тюрьме, где он умер через несколько лет, получив вечную жизнь"). Похоже, греки никак не связывают конину Василиска с Команами? Но - только "похоже", потому что тут же, без абзаца, говорится о том, что память Василиска ТАКЖЕ и 22 мая. Впрочем, эта стандартная оговорка присутствует во многих местах греческих синаксарей, а на поверку там на самом деле далеко не всегда действительно оказываются одни и те же святые...

P. S. Ещё одна мысль. Василиск явился болящему Златоусту и сказал: "Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе". Говорят, что он предупредил и находившегося с ним пресвитера: "Приготовь место брату Иоанну, ибо он грядет". Мне кажется, что явившийся мученик имел гораздо меньше оснований называть святителя "братом", нежели явившийся священномученик-епископ! Конечно, требовать от жития безукоризненной дословности нельзя, и такая формула появилась уже после неправильного наделения Василиска епископским саном... И всё же!

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 19:16:30 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (д. Александр Васильев)

> Вопрос интересный, например что это за местность "Вифиния Антиохийская"

В развернутой ст. Никифорова о свщмч. Лукиане нет ни слова о Василиске, но есть упоминание о "Вифинии":

"После смерти Л[укиана]. его тело было выброшено в море, откуда оно, как пишет Филосторгий, было вынесено дельфином на берег и похоронено в г. Дрепан (в Вифинии). Впосл. царица св. равноап. Елена, мать имп. св. равноап. Константина Великого, воздвигла над гробом Л. храм; сам же город, отстроенный имп. Константином в 330 г., получил в честь его матери название Еленополь ([Philost.-Hist.eccl]. II12; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 676)".

Никифоров М. В., Лукиан, сщмч., пресв. Антиохийский // Православная энциклопедия, Т. 41, С. 621-624

У о. Макария Симонопетрского в ст. о свщмч. Лукиане (за 15 окт), о мч. Василиске, так же - ни слова (Т. 1, С. 672-675):

"Император отдал приказ бросить тело священника в море, но дельфин подобрал его и вынес на спине на берег возле Дрепанона в Вифинии, места рождения св. Елены [21 м.]. Так верующие смогли достойно похоронить св. Лукиана и приобщиться к благодати, источаемой его святыми мощами. \ Впоследствии св. Константин Великий основал неподалеку от величественного храма в честь св. Лукиана новый город Еленополь".

> или о каких Команах идёт речь (армянских или понтийских)

Зато, в Т. 4, С. 37-42 за 4 марта у о. Макария читаем:

"Правитель Агриппа повелел доставить святого в Команы Каппадокийские. Вместо того чтобы принести жертву Аполлону, Василиск горячей молитвой разрушил его статую и зажег капище. Убедившись в том, что мученик тверд и неколебим, магистрат вынес ему смертный приговор...".

"Команы Каппадокийские", Карл! Но, это "Команы Армянские". Не думаю, что о. Макарий Симонопетрский не знает географию. Просто он фиксирует то, что "написано пером".

В Т. 5 на С. 303-305 о. Макарий уже приводит пересказ "Страстей" мученика согласно Halkin F. Saincs de Byzancc ec du Proche-Orient. Geneve, 1986:

В это время прибывший в Амасию новый правитель Агриппа, человек грозный и жестокий, созвал знатных людей города на пиршество. Он был уже наслышан о св. Василиске и приказал перевести его в Команы (в Понте) вместе с другими схваченными христианами и там судить."

> Мне кажется, что явившийся мученик имел гораздо меньше оснований называть святителя "братом", нежели явившийся священномученик-епископ!

Перечитал здесь, http://www.heiligenlexikon.de/ActaSanctorum/3.Maerz.html В общем, дело темное. Если и был когда епископ Василиск, пострадавший в Никомедии вместе со свщмч. Лукианом (возможно в Команах была именно его гробница), то начиная с Метафраста об этом ни слова. Поскольку свщмч. Лукиан почитался так же и у ариан, то возможно, где-нибудь с Юстиниановых времен, жития и славословия о этих мучениках прошли некоторую цензуру. О следах подобных зачисток и переделок о разных святых иногда пишут болландисты. Может быть поэтому, в разных местах указаны "разные" Команы.

> Похоже, греки никак не связывают кон[ч]ину Василиска с Команами?

В русском переводе у о. Макария:

"Василиска вывели из города, в место под названием Диоскор, и обезглавили / Один христианин выкупил его тело у палачей, привез в Команы и достойно похоронил, а на месте погребения построил церковь." В ЖСв.: "Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория ..."

С той местностью еще интереснее:

Около же этого времени [перв. пол. II в.] изменились границы некоторых провинций Малой Азии, именно: Галатии, Каппадокии и Сирии. Изменения эти заключались в том, что принадлежавшие Галатии – Малая Армения, Понт Каппадокийский, Понт Полемонов и Понт Галатский – были присоединены к провинции Каппадокии, при чем самая провинция была значительно увеличена к северу до Диоскории и реки Фазиса".

Отсюда, http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyanov/mitropolity-v-per...a/1

И так, "Диоскурий" - это, ни что иное, как древняя крепость в Абхазии (как предполагают, в окрестностях Сухуми). Похоже, что следы ведут в третии Команы?

Ответить
Андрей Александрович Садин
пользователь
Православный христианин московского патриархата

Сообщений: 105
Дата регистрации: 04.10.2018
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 19:51:04 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Олексій Тре)

> Вопрос интересный, например что это за местность "Вифиния Антиохийская" или о каких Команах идёт речь (армянских или понтийских).
В том-то и дело. Ведь существует предание, что все произошло в Команах Абхазских и любой священник, говоря в проповеди о мученике Василиске, либо о святителе Иоанне Златоусте, обязательно это скажет, с гордостью прибавив, что все произошло "совсем недалеко от нас". А из жития мученика Василиска совсем не следует, что речь идет именно о них (упоминается расположенный поблизости от этих Коман город Амасия - ныне город Амасья на севере Турции, причем Православная Энциклопедия подтверждает, что речь идет именно об этом городе).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 20:23:34 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Андрей Александрович Садин)

> А из жития мученика Василиска совсем не следует, что речь идет именно о них (упоминается расположенный поблизости от этих Коман город Амасия - ныне город Амасья на севере Турции, причем Православная Энциклопедия подтверждает, что речь идет именно об этом городе).

От Амасьи то Коман Понтийских ок. 60 км. В поздних редакциях VIII-XI в. указан г. Амасия. Местность Диоскорий - это скорее всего редумент из более ранних списков. Теперь, остаётся гадать. Слишком много "за" амасийскую версию и очень мало за абхазскую. Ещё меньше тех, кто мог бы отстаивать последнюю.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 21:52:17 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (Олексій Тре)

Мне, строго говоря, совершенно безразлично, о каких именно Команах идёт речь. В любых из возможных мч. Василиск, погребённый там, явился свт. Иоанну Златоусту, положенному через пару дней в его гробницу. Об этом - о трёх вариантах - написать в сноске да и забыть. Этот вопрос никак не помогает разобраться в истории с двумя мучениками Василиями 9если их таки двое).

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту.
04.06.2020 22:22:43 в ответ на "Re: Об эпизоде с явлением мученика святителю Иоанну Златоусту." (д. Александр Васильев)

> Мне, строго говоря, совершенно безразлично, о каких именно Команах идёт речь <...> Этот вопрос никак не помогает разобраться в истории с двумя мучениками Василиями 9если их таки двое).

Это таки вопрос нераздельный, его конечно можно попытаться разделить, но ключ к ответу, как мне кажется, может быть только в связке мч.-сщмч.- Василиск-место его погребения..

Ответить