11.03.2010 Постоянная экспозиция открыта в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга. Она посвящена 300-летию основания храма-памятника в честь Полтавской победы 1709 года. Экспонаты предоставлены ГМП «Исаакиевский собор» и СПбДА.
Условно экспозиция делится на три части: две посвящены Полтавской битве, а третья - святыням Сампсониевского собора. Впервые широкому зрителю представлены дореволюционные снимки священнослужителей собора периода 1848-1918 годов. Они выполнены в виде качественных увеличенных копий.
Рядом с фотографиями 1909 года, запечатлевшими богослужение в честь 200-летия победы под Полтавой, возглавляемое митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским), соседствуют современные снимки. Они сделаны ровно век спустя на торжествах, посвященных 300-летию генерального сражения Северной войны. Божественную литургию летом 2009 года возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Раритетным экспонатом стало Малое Евангелие. Издание типографии Киево-Печерской лавры 1703 года, посвященное царевичу Алексею Петровичу, находилось в соборе вплоть до Октябрьской революции. Дальнейшая его судьба долгое время была неизвестна. Лишь недавно святыня вернулась в храм. Примечательно, что в руки сотрудников ГМП «Исаакиевский собор» Евангелие попало случайно. Его принесли художники-реставраторы, которые приобрели его у частного лица в 1997 году и установили подлинность.
Экспозиция размещена на стендах, установленных в северном приделе во имя святого Иоанна Богослова. Часть экспонатов занимает левый клирос, а также правый, где во время праздничных богослужений еще недавно располагался хор.
«У прихода собора и музейных сотрудников нет конфликта интересов. У нас одна и та же задача - сохранение музейных ценностей, чтобы они в той или иной форме служили народу», - считает заместитель директора ГМП «Исаакиевский собор» Виталий Пятигорский.
Настоятель собора протоиерей Иоанн Малинин дал согласие на музеефикацию части храмового помещения, но при этом отметил, что «любая экспозиция вносит в церковь элемент светскости, который не может не унижать чувства верующего человека».
Отец Иоанн видит выход из ситуации в том, чтобы проводить культурные мероприятия (в соборе, кроме выставок, проходят концерты духовной музыки) в отдельно отведенном помещении.
Администрация музея находит это мнение разумным, но строительство такого помещения пока не планирует. Проблема решилась бы сама собой, если бы Сампсониевскому собору было возвращено исторически принадлежавшее ему здание нынешнего Дома молодежи (в прошлом известного как ДК «Первого мая»).