01.02.2010 Новоизбранный Патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) заявил, что настало время решить вопрос о статусе Македонской Православной Церкви (МПЦ), в настоящее время находящейся в расколе.
Православные македонцы находятся вне канонического общения с мировым Православием уже 40 лет, - с тех пор, как в 1967 году автокефалия МПЦ была провозглашена в одностороннем порядке.
После распада Югославии в начале 1990-х гг. правительство независимой Македонии поддержало МПЦ, а общин, сохранивших верность Сербской Православной Церкви (т.е. находящейся в ее юрисдикции Охридской архиепископии) в стране почти не осталось.
Патриарх Ириней полагает, что вопрос о статусе МПЦ должен решаться на переговорах между МПЦ и Охридской архиепископией. Он заявил: "Сербская Церковь сделает все возможное и не будет закрывать свои двери перед решением этого вопроса. Во многом вопрос будет решен, если признанная и непризнанная Македонские Церкви договорятся между собой. С этого нужно начинать".
МПЦ пока не прокомментировало высказывание Патриарха. Эксперты, однако, отмечают, что с избранием нового Патриарха Сербского церковные отношения между Македонией и Сербией могут улучшится. Признак потепления они видят, в частности, в том, что на первой интронизации Патриарха Иринея присутствовала делегация МПЦ.
Напомним также, что не так давно македонские иерархи заявили, что после 40 лет безуспешных попыток добиться автокефалии готовы согласиться на статус автономии, если МПЦ гарантируют реальное самоуправление.
В македонский узел сплелись противоречия четырех стран: Македонии, Болгарии, Сербии и Греции.
Македония утверждает, что македонцы спокон веков существовали как отдельный народ с отдельным языком, что старославянский язык есть в сущности старомакедонский, что, соответственно, славянская письменность есть письменность македонская, и что отрицающие это отказывают Македонии в праве на национальное и государственное бытие.
Болгария настаивает, что македонцы - это этнографическая группа болгар, а современный македонский язык - это группа западноболгарских диалектов, на основе которой только в середине ХХ века был искусственно создана литературная норма и для отдаления от болгарского насыщена сербскими и новопридуманными словами. Соответственно, старославянский язык в Болгарии называется староболгарским. Поэтому Болгария, одной из первых признав независимость Республики Македония, официально заявила, что не признает ни существования отдельной македонской нации, ни отдельного македонского языка. Сейчас в Болгарии раздаются обращенные к Болгарской Православной Церкви призывы вмешаться в церковную ситуацию в Македонии и добиться признания того, что Охридская архиепископия прежде была болгарской. Однако Синод Болгарской Церкви пока никак на эти призывы не откликнулся.
Сербия признает независимость Македонии, македонцев как отдельную нацию и македонский как отдельный язык, но Македонию считает канонической территорией Сербской Церкви. Поэтому Сербия стремится поддерживать каноническую Охридскую архиепископию, а официальное Скопье, напротив, противится "церковному гегемонизму Белграда" и поддерживает МПЦ.
Наконец, Грецию пугают прежде всего слова "Македония" и "македонский". После распада СФРЮ греки добились, чтобы слово "Македония" не стало официальным названием страны: в международных документах она называется "Бывшая югославская республика Македония". Афины опасаются, что в противном случае Македония сможет претендовать и на Эгейскую Македонию (северное побережье Эгейского моря, где, в частности, расположены Салоники, они же Солунь - родина свв. Кирилла и Мефодия и один из двух имеющихся в стране крупных городов). Еще в начале ХХ века основное население там было в значительной мере славянским, но после Второй мировой войны Эгейская Македония подверглась эллинизации, проводившейся довольно жесткими мерами, и теперь в Греции своего славянского населения практически не осталось.