13.10.2009 Знаменитая Туринская Плащаница, льняная простыня, почитаемая в христианском мире как погребальный саван распятого Иисуса Христа, может быть вновь выставлена для всеобщего обозрения в местном соборе в 2010 году. Об сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники в Туринском архиепископстве.
По ныне действующим правилам, Плащаница выставляется один раз в четверть века, последний раз такое событие произошло в юбилейном 2000 году, тогда её сумели увидеть более миллиона человек. Ожидалась демонстрация реликвии по случаю Туринской зимней Олимпиады-2006, но эти ожидания не оправдались.
Предстоящее "внеочередное" выставление планируется приурочить к 150-летию объединения Италии, исполняющегося в 2011 году. Первой столицей единого Итальянского королевства стал именно Турин.
Туринская Плащаница - это четырёхметровое полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его крестных страданий и смерти. На ткани чудесным образом отпечатался и лик Христа. Изображение на полотне подобно изображению на фотонегативе. При этом официально Ватикан называет его весьма обобщенным образом "изображением Человека, снятого с креста".
До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (IV крестовый поход) Плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной Неделе и каждую пятницу. Архиепископ Антоний Новгородский видел Плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году. После утраты в Константинополе полотно было "обретено" во Франции в 1353 году: В 1452 г. её выкупил герцог Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы Савойского герцогства (позднее - королевства Сардинии) в Турин в 1578 году Плащаница была помещена там в специальный ковчег в соборе св. Иоанна Крестителя. Последним итальянским королем Савойской династии Умберто II права собственности на реликвию переданы Святому Престолу.
В 1898 году, когда Плащаница была выставлена на обозрение, фотограф- любитель Секондо Пиа сделал снимки и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие привело к выводу, что на Плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, который в дальнейшем проверялся в процессе многолетних исследований. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.
Есть много доказательств того, что Туринская Плащаница - не подделка. В частности, на ней обнаружили пыльцу растений из Палестины, а сама ткань изготовлена способом, который применялся в древности на Ближнем Востоке. Однако, когда при помощи радиоуглеродного анализа попытались установить возраст ткани, некоторые исследователи пришли к выводу, что Плащаница появилась в Средневековье. Но ряд серьезных ученых указали на то, что средневековые монахи штопали ткань и именно это могло привести к "отрицательным" результатам такого анализа.
Недавно в Италии вышла книга итальянского ватиканиста Марко Тозатти "Секреты и тайны Плащаницы Иисуса". В ней журналист пишет: "Мы обнаружили, что опыт с углеродом-14 дает настолько незначительную погрешность в математических расчетах, что этот опыт нельзя считать приемлемым. Прежде всего, на основании этого теста нельзя утверждать, что Плащаница является средневековой подделкой - именно в силу неоднородности образцов и результатов".
В Турине более полувека работает музей Плащаницы. В Москве, в Сретенском монастыре существует Российский центр Туринской Плащаницы. В храме обители выставлена для поклонения копия этой святыни. В 1997 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил изображение Плащаницы как нерукотворный образ Спасителя.
Попытки подвергнуть сомнению подлинность реликвии не прекращаются. На днях о создании "дубликата" Туринской Плащаницы заявил профессор органической химии из Университета итальянского города Павии Луиджи Гарласкелли. По его словам, это окончательно доказывает, что Плащаница является средневековой фальшивкой. Деньги на работу ученый получил от Итальянской ассоциации атеистов и агностиков, так что комментарии излишни.