12.10.2009 Непризнанная в православном мире Македонская Православная Церковь намерена утвердить своим официальным наименованием древнее название «Охридская архиепископия», сообщает македонский сайт «Премин-портал».
9 октября Синод Македонской Православной Церкви (МПЦ) принял решение расширить официальное название Церкви определением «Охридская архиепископия» и сделать последнее главным.
Конечное решение по этому вопросу будет принято на Церковно-народном соборе МПЦ в ноябре этого года.
Новое название МПЦ, по словам митрополита Преспанско-Пелагонийского Петра, приведет в согласие Устав МПЦ и ее государственную регистрацию в республике Македония.
«Впрочем, - как отметил митрополит, - в преамбуле Устава нашей Церкви уже отмечено, что Охридская архиепископия в сущности является тем же, что и Македонская Православная Церковь. Поскольку имеются тенденции со стороны как южного, так и восточного и северного наших соседей (т. е. со стороны Элладской, Болгарской и Сербской Православных Церквей - прим. переводчика) присвоить своим Церквям нашу Охридскую архиепископию, мы желаем заявить том, что это исключительно бренд Македонской Православной Церкви, Церкви в Македонии, Церкви македонского народа».
Митрополит Петр также выразил надежду, что новое название будет способствовать улучшению отношений МПЦ с Сербской и Греческой Православными Церквями. Хотя иерарх отметил, что, вероятно, эти Церкви не согласятся с таким названием, но он подчеркнул, что это их проблемы, а не македонцев.
История Охридской архиепископии весьма запутана. Архиепископия в Охриде была учреждена в 1018 г. По сути, она явилась продолжением Болгарской Патриархии, имевшей столицу в Преславе и потерявшей свою самостоятельность после разгрома Болгарского царства византийским императором Василием II.
В состав Охридской архиепископии входили не только болгарские епархии, но и епархии на сербских и албанских землях, в Эпире и Фессалии.
После восстановления Болгарской Православной Церкви с центром в Тырнове часть епархий перешла к последней, но так как сам Охрид в это время находился уже на сербской территории, то архиепископия осталась автокефальной.
В XV в. в нее вошли болгарские Софийская и Видинская епархии, валашские и молдовские епархии. Но после 1557 г. сербские епархии и некоторые исконно охридские перешли в состав восстановленной Печской Патриархии.
В 1767 г. из-за огромных долгов и давления турецкого султана Охридский архиепископ подал в отставку, что означало полный конец автокефалии. Охридская епархия перешла под Константинопольскую юрисдикцию и оставалась там до 1922 г., когда 6 епархий на территории Вардарской Македонии вошли в состав Сербской Православной Церкви.
В 1958 г. епархии на территории югославской республики Македония провозгласили автономию, а в 1967 г. - независимость и образовали МПЦ во главе с «архиепископом Охридским». Сербская Православная Церковь, а вместе с ней и весь православный мир до сих пор не признали эту автокефалию.
Помимо МПЦ на преемственность от древней Охридской архиепископии претендуют Болгарская и Сербская Православные Церкви. Последняя для восстановления канонического окормления в 2005 г. учредила на территории республики Македония «Охридскую православную архиепископию» во главе с перешедшим из МПЦ архиепископом Иоанном (Вранишковским). На протяжении четырех лет власти Македонии постоянно отказывали в регистрации сербской церковной структуре, а владыка Иоанн подвергался судебному и физическому преследованию, и поэтому в настоящее время он вынужден жить за пределами Македонии, оставив управление паствой на своих викариев.
В свете событий последних лет не понятно, на чем основаны надежды иерархов МПЦ на улучшение отношений их Церкви с Греческой и Сербской Церквями. Возможно, они надеются, что новое название МПЦ еще в большей степени осложнит положение в республике Македония Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви и приведет к ее упразднению, тем более, что в самой Сербской Православной Церкви нет единой позиции по этому вопросу.
В то же время новое название МПЦ может действительно удовлетворить Грецию, а вслед за ней и Элладскую Церковь, которые не признают существование македонского славянского этноса и языка и настаивают на запрещении использования топонимов «Македония» и «македонский», расценивая их как посягательство на греческую северную область с таким же названием.