13.08.2009 Французские и эфиопские археологи впервые создали полную археологическую карту уникальных монолитных храмов в Эфиопии. Они нашли ответ на некоторые вопросы, которые занимали учёных последние 50 лет, сообщает сайт INFOX.ru.
Эфиопские ведомства по изучению и сохранению национального наследия в сотрудничестве с Французским центром эфиопских исследований (Centre français d'études éthiopiennes, CFEE) и Национальным институтом превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP) впервые провели топографические измерения и составили археологическую карту Лалибэлы. Этот религиозный комплекс с 1978 года входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По преданию, королю Лалибэле, правившему приблизительно в 1220-1225 годах, Самим Господом было повелено построить новый Иерусалим. Эту миссию король чудесным образом (благодаря помощи ангелов) выполнил всего за 25 дней.
Сегодня под названием Лалибэла учёные объединяют 12 монолитных скальных храмов, расположенных на высоком эфиопском плато. Лалибэла изучается археологами, историками и архитекторами уже давно, но до сих пор многие факты учёными так и не выяснены. Были ли эти храмы построены действительно в XIII веке? Изначально ли здания строились как религиозные? Был ли этот город столицей короля Лалибэлы и династии Загве (XI-XIII века)? Какова хронология строительства этого комплекса?
Скальные храмы вызывают интерес специалистов всего мира уже более 50 лет, однако только сейчас междисциплинарная и международная группа учёных начала работу в Лалибэле благодаря полученному разрешению религиозных властей Эфиопии. Она попыталась решить поставленные вопросы.
Экспедицию возглавил историк Франсуа-Ксавье Фовель (François-Xavier Fauvelle) из CFEE. Он рассказал о сложностях работы с этим памятником: «При первом приближении мы имеем археологический памятник. Но на самом деле наша проблема противоположна археологическому контексту, так как это место строилось с самой верхушки скалы внутрь. Это результат активных и последовательных действий людей с целью открытия новых храмов, новых зданий. В результате они стёрли, сгладили внутренние исторические слои. Можно сказать, что это противоположность археологическому памятнику, который, наоборот, последовательно накапливает слои».
По словам Фовеля, основной задачей экспедиции стало изучение внешней части храмов, траншей, котлованов, эрозионных разрушений.
Топографическую съёмку памятника проводил Оливье Онезим (Olivier Onézime) из INRAP. Результаты съёмки он наложил на существующие карты и обнаружил, например, что некоторых траншей уже не существует, а все храмы между собой обязательно связаны траншеями-дорогами.
Историк Мари-Лор Дера (Marie-Laure Derat) из CFEE отметила, что будущее изучения Лалибэлы связано, в основном, со строительным мусором. «Этот мусор на самом деле всё то, что было вырыто и отброшено в сторону. Куча земли возвышается совсем недалеко от самого комплекса. И эти кучи могут дать нам стратиграфию, которая совсем не сохранилась в самом комплексе. Кроме того, здесь можно обнаружить и керамику. Если мы проведём раскопки этого строительного мусора, то определим те слои земли, которые связаны с моментами строительства комплекса. Во всех этих слоях мы найдём керамику и, как мы надеемся, ещё и уголь, который поможет нам точно датировать слои. И тогда у нас появится хронология строительства Лалибэлы».
Исследование Лалибэлы проводится с целью реставрации и сохранения памятника, а также развития туризма в этом регионе.