22.07.2009 Основы религиозной культуры и светской этики могут преподавать только светские педагоги - учителя истории, литературы и даже психологи, которые для этого будут проходить специальную подготовку, сообщил замминистра образования и науки Исаак Калина.
"Мы планируем провести дополнительное внеочередное повышение квалификации учителей, изъявивших желание преподавать эти предметы. Это могут быть учителя литературы, историки. Это могут быть и психологи", - сказал И.Калина "Интерфаксу".
Он подчеркнул, что "подбор педагогов будет осуществляться особенно тщательно". "Они должны хорошо разбираться в предмете и быть сторонниками свободы религиозного выбора, впрочем, как и нерелигиозного выбора тоже", - отметил замминистра.
Как заявил И.Калина, по данному курсу в школах должно быть по три- четыре педагога. Он подчеркнул, что преподавание этого курса будут вести обязательно светские педагоги, основываясь на свободе религиозного выбора.
"Преподавание этого курса не должно создавать в головах детей превосходство одной религии над другой", - сказал замминистра.
И.Калина также отметил, что этот курс ни в коем случае не должен диссонировать со всем содержанием школьного образования.
"Очень важно, чтобы при изучении каких-либо предметов, скажем истории, учитывалась роль, которую сыграло православие, как и другие религии, при становлении российской государственности. К примеру, невозможно понять литературу без понимания православных основ русской литературы", - сказал он.
По словам замминистра, эксперимент можно начать либо весной, либо осенью 2010 года.
Данный курс планируется вводить не на факультативной, а на обязательной основе. "Мы считаем, что по результатам многолетнего опыта многих субъектов РФ по изучению истории и основ религиозных культур, в том числе факультативно, в виде дополнительного образования, кружков, сегодня у нас уже есть возможность ввести курс по изучению истории и основ религиозной культуры в рамках общей и обязательной части образования", - сказал он.
Все основные религии мира, заметил И.Калина, пропагандируют общие понятия, такие как добро, терпение. По его мнению, "в этом и есть, наверное, то единство, которое можно обеспечить серьезным нормальным изучением истории основ религии".
"Если очень серьезно и объективно вести изучение истории основ любой религиозной культуры, то невольно начинаешь понимать, сколько общего в этих основах. И это, на мой взгляд, дает возможность формирования понимания именно у детей объединительного фактора религии", - сказал замминистра.
По его словам, незнание истории и основ культуры религии зачастую порождает ложное представление о непреодолимых различиях между людьми ввиду их отношения к религии.
"В основе конфронтации между людьми очень часто лежит религиозная безграмотность. Собственно весь религиозный фанатизм и основан на религиозной безграмотности. А когда люди изучают и знают историю, знают основы религиозной культуры, тогда не остается места для конфронтации. И это основная цель преподавания основ религиозной культуры в школе", - сказал И.Калина.
Как считают психологи, самое удобное время для начала изучения основ религиозной культуры - последние классы начальной школы, отметил он, "когда у ребенка сформировано умение учиться, умение понимать, что существуют разные варианты решений одной и той же задачи".
"Позже, по мнению психологов, может оказаться уже поздно. Этот курс не должен быть длинным. Он должен занять лишь несколько четвертей в жизни ребенка", - пояснил И.Калина.
При этом необходимо предоставить нерелигиозной части населения или тем, кого не заинтересует изучение истории религиозной культуры, возможность изучения основ светской этики, подчеркнул он.