23.06.2006 Положение православных кряшен в Татарстане существенно ухудшилось за время, прошедшее с момента переписи 2002 года, утверждают представители кряшенского народа.
"К нам относятся сегодня по принципу "нет народа - нет проблемы", - заявила член правления Центра кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова на пресс-конференции в Москве.
По ее словам, после Всероссийской переписи населения 2002 года, в ходе которой отношение к кряшенскому вопросу в Татарстане резко обострилось, у местных кряшен остается все меньше прав для обозначения своей этнической идентичности; под нажимом властей фактически прекратили свою работу кряшенские общественные организации и перестала выходить единственная в республике газета на кряшенском языке.
Кряшенский язык сегодня используется исключительно в богослужении в православных кряшенских храмах в Татарстане, которых всего в республике насчитывается четыре, один - в Казани. Развитие и изучение кряшенского языка не поддерживается.
Строительство новых православных церквей для кряшен сегодня является одной из самых насущных и трудноразрешимых проблем для кряшенского народа. По словам его представителей, руководство республики в ответ на соответствующие просьбы говорит о чрезмерной дороговизне и технической сложности строительства даже небольшого храма по сравнению с возведением здания мечети.
Сегодня в Татарстане насчитывается более тысячи мечетей и около 150 православных храмов, при том, что численность мусульман и православных в республике одинакова.
"Кряшены за все время своего существования как исторической общности всегда были мирным народом, не привыкшим действовать силовым путем. Мы очень надеемся, что кряшенская проблема будет решена цивилизованными методами, на уровне общепринятых международных норм", - отметил в ходе пресс-конференции представитель общественной организации кряшен Казани Аркадий Фокин.
Кряшены являются тюркской этнической общностью Поволжья и Приуралья. В подавляющем большинстве народ кряшен традиционно исповедовал Православие. При этом, по утверждению экспертов-антропологов, кряшены приняли Христианство, еще будучи язычниками, а принадлежность исламу для них никогда не была характерна.
С середины XIX века во многом благодаря трудам просветителя кряшен, педагога-миссионера Николая Ильминского и созданной им в Поволжье системе православных школ кряшены стали идентифицировать себя как самостоятельную этническую общность.
Кряшены решительно отказываются от отношения к своей этнической группе как к "крещеным татарам", утверждая, что такое их восприятие сознательно насаждается в общественном мнении властями Татарстана, не признающими права кряшен на этническую самоидентификацию.
В 2002 году кряшены Татарстана публично выступили с опровержением результатов Всероссийской переписи населения, в ходе которой им было запрещено обозначать себя как кряшен. Итоги переписи выявили проживание в Татарстане 25 тыс. кряшен, однако данная цифра, по их словам, занижена в несколько раз.
Занижение результатов переписи подтверждают в том числе и полученные накануне переписи данные Института этнологии и антропологии РАН, согласно которым в 2002 году в России всего проживало как минимум 320 тыс. кряшен, из них более половины - в Татарстане, остальные - в основном в Чувашии и Удмуртии.
В настоящее время установить точное количество российских кряшен весьма сложно, в том числе из-за отказа республиканских властей признать их как отдельную от татар этническую общность.
Многие мусульманские общественные организации Татарстана в 2002 году развернули в республике антикряшенскую кампанию, в ходе которой, в частности, призывали кряшен "вернуться в ислам". Призывы исламизировать кряшенский народ, по словам его представителей, нередко раздаются в республике и сегодня.