03.06.2006 В Русской Православной Церкви опровергли слухи о возможной в ближайшее время встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с папой Римским Бенедиктом XVI и заявили, что пока этот вопрос на переговорах с Ватиканом не поднимался, передает Интерфакс.
Ранее в пятницу 2 июня в СМИ появились сообщения о том, что глава внешнеполитического ведомства Ватикана выразил надежду на встречу предстоятелей двух церквей уже в самом недалеком будущем.
"В заявлении архиепископа Джованни Лайоло нет никакой сенсации, у каждого человека есть право надеяться. Пока никаких официальных переговоров по поводу встречи Патриарха с папой Римским не ведется", - заявил по этому поводу секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП священник Игорь Выжанов.
Вместе с тем, напомнил он, Святейший Патриарх Алексий никогда не отрицал саму возможность такой встречи, указывая на то, что она может произойти только после разрешения принципиальных противоречий во взаимоотношениях двух церквей.
Комментируя высказывание архиепископа Дж.Лайоло о том, что между Ватиканом и РПЦ сохраняются "трудности в деле общего видения доктрины и истории", отец Игорь отметил, что "такие различия тяжело и, наверное, невозможно исправить, поскольку прошло уже более тысячи лет после разделения". "Но то, что в наших силах исправить, мы обязаны исправить, прежде всего, это касается практических проблем прозелитизма, экспансии греко-католиков на Украине", - добавил священник.
Отец Игорь также выразил надежду на то, что "наметившиеся улучшения в наших отношениях повлияют на отдельных представителей католического духовенства, которые допускают такую неуклюжую деятельность в России и на Украине".
Напомним, что, несмотря на призывы к диалогу, Ватикан по-прежнему продолжает активную прозелитскую деятельность на канонической территории Русской Православной Церкви. Так, в канун Пасхи папа Римский Бенедикт XVI назначил священника Атаназия Шнайдера, канцлера курии Карагандинского диоцеза и профессора Высшей духовной семинарии в Караганде, викарным епископом этого округа.
Ранее в сентябре 2001 г. без согласования с Русской Православной Церковью Астану посетил папа Римский Иоанн Павел II. В мае 2003 года он также без консультаций со священноначалием Русской Церкви повысил статус католических структур в Казахстане: были образованы Астанинская архиепархия и Алма-Атинская епархия. Все протесты РПЦ по этому поводу остались без ответа.
В свою очередь, на Украине также продолжается агрессивная политика Ватикана в отношении Православной Церкви. Здесь еще до сих пор не преодолено существующее противостояние в западных областях, где Греко-католическая церковь ведет открытую кампанию по захвату и недопущению строительства православных храмов. Не случайно поэтому, одной из последних акций греко-католиков стала неудачная попытка захвата великой православной святыни - Софии Киевской.
Ранее без согласования с Украинской Православной Церковью и вопреки мнению православных из Львова в Киев также была перенесена кафедра главы униатов кардинала Любомира Гузара. Русская Православная Церковь расценила перенос кафедры украинских униатов как акт агрессии по отношению к православным верующим на Украине и "шаг назад в православно-католических отношениях". Еще в преддверии переноса униатской кафедры Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду на "взвешенный и разумный подход со стороны Римско-католической церкви", а митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) направил папе Бенедикту XVI обращение с призывом отменить декрет, подписанный его предшественником. Однако голос православных не был услышан.
Кроме того, Русская Православная Церковь неоднократно заявляла, что благотворительную деятельность в России и на всем постсоветском пространстве католики очень часто используют, как прикрытие для прозелитизма. В своем интервью Би-Би-Си, Святейший Патриарх Алексий II в частности заявил: "Мы приветствуем заявления нового понтифика о необходимости продолжения диалога. Надеемся, что за этим последуют и действия. К сожалению, пока в России, Украине, Белоруссии, Казахстане продолжается практика прозелитизма со стороны Римско-католической церкви. Людей, которые крещены в Православии или корнями уходят в Православие, пытаются обратить в католичество. Особенно это касается детей. Многие католические миссионеры в России создают детские дома, берут детей, крещенных в Православии, и воспитывают их в католическом духе".