14.04.2009 «Великий современник Куликовской битвы»: выставка с таким названием откроется 24 апреля в музее на Куликовом поле. Основная идея выставки - рассказать о святителе Стефане Пермском как о великом современнике Куликовской битвы, сподвижнике св. Димитрия Донского и преп. Сергия Радонежского, миссионере и поборнике просвещения ХIV в.
Как сообщает интернет-портал «vTule.ru», экспонаты для выставки предоставил Пермский краевой музей. На днях музейные сотрудники приступят к монтажу экспозиции.
Духовный мир Перми Вычегодской, в который пришел Стефан с проповедью Христианства, отражён в подтеме I: «Духовная культура древних коми - зырян». Важным источником по дохристианским верованиям древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым, в котором подчёркивается, что у пермяков было много богов, которые считались покровителями охоты и рыболовства. О сложном характере верований населения Перми Вычегодской, в котором переплелись и сочетались различные традиции, свидетельствуют и археологические данные. Данная подтема будет представлена комплексом экспонатов, происходящих из раскопок В.И. Канивца в Канинском и Уньинском пещерных святилищах. Это наконечники стрел и копий, украшения, а также предметы культового литья, выполненные в «зверином стиле», датируемые первой половиной XIV в.
Отдельным комплексом экспонатов будет показана культура Перми Вычегодской (XI-XIV вв.). Согласно письменным источникам («Повесть временных лет»), уже с Х-ХI вв. начался процесс русской колонизации пермских земель, которая была открыта сначала ладожскими, а затем и новгородскими купцами-дружинниками. Этот процесс привёл к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности местного населения. В данный комплекс войдут предметы из раскопок Э.А. Савельевой на Вымских могильниках и городищах, значительная часть которых свидетельствует о взаимодействии с русской культурой - это фрагменты славянских сосудов, орудия труда, украшения и т. д.
Жизненный и миссионерский путь Пермского святителя, начало христианизации Коми края и его вхождение в состав Русского государства, создание зырянской азбуки, отражает подтема II: «Деяния святителя Стефана». Комплекс, посвящённый миссионерской деятельности св. Стефана, будет представлен копиями миниатюр из Лицевого летописного свода, фотографиями мест, связанных с именем св. Стефана Пермского, дароносицами, иконами как самого Стефана, так и святых, сыгравших важную роль в его деятельности: Прокопия Устюжского и Сергия Радонежского. В комплекс, посвящённый созданию зырянской письменности, войдут следующие материалы: деревянная доска с вырезанными родовыми пасами (знаками) коми-зырян к. XIX в., реконструкция Стефановской азбуки, фотокопия иконы «Зырянская Троица»; видовые баннеры, на которые выведены словесные ряды (на коми и на русском языке), что показывает роль слова в проповеднической деятельности Стефана и свидетельствует о том, как понятия, связанные с христианской культурой, входили в культуру и язык населения Перми Вычегодской.
На протяжении многих столетий имя святителя Стефана было одним из самых значимых для россиян. Уже современники Стефана Пермского высоко оценивали деяния «зырянского апостола». После его смерти в 1396 г. великий князь Василий Дмитриевич, исполняя волю отца, отдал распоряжение похоронить Стефана в Московском Кремле, в домашней церкви великих князей - храме Спаса-на-Бору. По велению Пермского епископа Филофея в 1472 г., задолго до официальной канонизации, Пахомием Сербом была написана «Служба во святых отца нашего Стефана». В подтеме III «Почитание святителя Стефана» будут представлены рукописные книги, бытовавшие в Коми крае и содержащие тексты жития, акафиста, молитв св. Стефану Пермскому, литографии и фотографии центров почитания Святителя: Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, Усть-Вымь, Стефановский собор в Усть-Сысольске.