22.01.2009 Древнейшая в России Иверская икона Божией Матери из фондов Государственного исторического музея с 24 января будет находиться в Успенской церкви московского Новодевичьего монастыря.
Немногим известно, что принесенный в 1648 году со Святой Афонской Горы список иконы Божией Матери «Иверская», с которого началось ее почитание в России, вот уже более трех с половиной столетий находится в стенах московского Новодевичьего монастыря.
История написания этой иконы восходит к царствованию Алексея Михайловича Романова (1645–1676). В самом начале его правления, когда Россия залечивала раны Смутного времени и была теснима с запада Польшей, Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. По установившемуся обычаю он приехал за сбором пожертвований. Наслышанный о великой святыне Иверона, чудотворной иконе Богородицы, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать сию святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать точный её список.
13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа.
В память принесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят Государем в военный поход. Хранимые Богоматерью русские дружины разбили поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI—XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».
Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках.
Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 году? Вот уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Ещё в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в Митрополичьих палатах Чудова монастыря.
После закрытия обители Вратарница вместе с другими ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах Государственного исторического музея. Ныне же согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем, афонская Иверская икона вновь станет доступной для поклонения православных.
Нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII века, способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий.
«Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен, то собравшись со всею братиею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы, ни длинной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая».
Замечательно, что на древнейшей в России афонской Иверской иконе, находящейся ныне в Московком Новодевичьем монастыре, сохранился автограф писавшего её мастера. Над нижним полем можно видеть золотую надпись на греческом языке: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Под ней, прямо на выступе ковчега — другая греческая надпись киноварью: «Старанием и иждивением Пахомия и архимандрита Иверского. Лета 1648." Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись: «Вратарница Иверская», над правым Её плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу дерзкой рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.