Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Варфоломей I изложил свое видение вопроса о переходе Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в состав Московского Патриархата в 1687 г.

26.07.2008 Выступая 26 июля на Софийской площади в Киеве на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси, Патриарх Константинопольский Варфоломей I коснулся вопроса о предоставлении автокефалии Поместным Православным Церквям, которые вышли из юрисдикции Константинопольского Патриархата.

«Церковь-Мать соглашалась с требованием правительств вновь созданных государств православного народов на Балканском полуострове относительно автокефалии Церквей, которые выходили из ее канонической юрисдикции, а именно Элладской (1850), Сербской (1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937), ради их национальной целостности, хотя такие автокефалии повлекли резкое сужение церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата», — сказал Патриарх Варфоломей. Константинопольский Патриарх, однако, умолчал при этом о том, что позиция Фанара по вопросу о предоставлении независимости новым Поместным Церквям изначально была негативной, и им пришлось в продолжение длительного времени бороться за достижение канонической автокефалии, которую Константинопольская кафедра долгие годы не хотела признавать.

Передачу Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в состав Московского Патриархата в 1687 г. Патриарх Варфоломей I также назвал «лучшим примером икономии Вселенского Патриархата в Православной Церкви». По его словам, «Церковь-Мать, из-за известных неблагоприятных обстоятельств, ограничила себя ради того, чтобы с готовностью оказать Украинской Церкви всемерную церковную, духовную и материальную поддержку, ориентируясь не только на более полное применение духовного наследия Византии, но и на защиту ее православной идентичности от тяжелого политического давления распространителей неправославного учения, особенно в очень трудные для благочестивого украинского народа времена». «Патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах было необходимо церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (в 1687 г.), чтобы не преумножать беды благочестивого украинского народа и, чтобы он находился под православным политическим руководством», — отметил в своем слове Патриарх Варфоломей.

К сожалению, Варфоломей I указал далеко не все исторические обстоятельства, при которых произошло воссоединение Киевской и Московской кафедр. В частности, Патриарх Варфоломей I не упомянул о том, что его предшественник Дионисий IV в данном вопросе действовал по указке турецкого правительства, которое оказало нажим на Патриарха, не желавшего уступать Киевскую митрополию Москве. Вызывает удивление, что переход Киевской митрополии под омофор Патриарха Московского и всея Руси Варфоломей I назвал «аннексией Российским государством при Петре І». Добровольное вхождение Украины в состав Российского государства после исторической Переяславской Рады 1654 г. Патриарх Константинопольский также назвал «аннексией Украины Россией».

Столь же далеко от исторической правды и утверждение Варфоломея I о том, что «украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению» — переходу в юрисдикцию Москвы, «решению, которое означало нанесение явного ущерба каноническим правам Церкви-Матери». Как известно, даже распложенные на территории Речи Посполитой православные епархии Киевской митрополии признали тогда над собой главенство Патриарха Московского и всея Руси.

Седмица.Ru

Редакция текста от: 26.07.2008 00:00:00