26.06.2008 Эксперты готовы исследовать нетленные мощи старца Федора Кузьмича, который, согласно преданию, на самом деле был тайно ушедшим странствовать царем Александром I и умер в Томске, сообщил журналистам в четверг заведующий отделом идентификации личности ФГУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" (Москва) Виктор Звягин.
"Я знаком с этой историей. Но впервые узнал, что его мощи были обретены в Томске в начале прошлого века и находятся в одном из соборов Томска. Для того, чтобы их посмотреть, нужно получить благословение Томского архиепископа. Получу я его или нет, не знаю, это не от меня зависит. Если томичам будет это интересно, и если они захотят, чтобы я приехал в Томск, решайте, и я с удовольствием это сделаю", - сказал Звягин.
Существует предание, согласно которому, человек, живший в Томске в середине XIX века под именем старца Федора Кузьмича и пользовавшийся огромным уважением среди местного населения, на самом деле был отрекшимся от престола в пользу своего брата царем Александром I, который имитировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России, чтобы замолить грехи.
Православная Церковь канонизировала старца независимо от его происхождения. Старец Федор считается святым покровителем Томска. Его мощи были обретены в 20 веке, в Томск ежегодно съезжаются тысячи паломников, чтобы почтить его память.
По словам начальника ОГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" Сергея Кладова, в ФГУ "Российский Центр судебно-медицинской экспертизы" никто и никогда не обращался с целью установления личности старца.
"По Федору Кузьмичу к нам не поступали никакие документы, не обращалось следствие. Прежде всего, этим должны заинтересоваться правоохранительные органы, или какие-то общественные организации. Работать с объектом, который нам не представлен, мы не можем", - сказал Кладов.
Он отметил, что если бы встал вопрос об идентификации останков, томские специалисты вышли бы на российский центр.
По словам Звягина, в идентификации могут возникнуть сложности, но она выполнима. "Голова старца находится в другом месте. А наибольшая идентификационная информация, конечно, в признаках внешности. Если бы была голова, мы бы могли провести сравнительное исследование с известными портретами Александра I. В том случае, если головы нет, приходится идти по другой схеме - устанавливать давность захоронения, перемещалось ли оно, возраст человека, длина его тела и так далее. Мы наверняка будем исследовать одежду Александра I, она хранится до сих пор. Если хотя бы две косточки стопы остались, допустим, пяточная и таранная, размер обуви определим. В общем, наберем достаточно большой перечень групповых признаков личности, которые в совокупности позволят сказать - исключается возможность или нет. Кроме того, у Александра I была определенная патология", - сказал Звягин.
По его словам, в вопросе проведения генетической экспертизы есть трудности, которые выходят за пределы региона. "Встанет вопрос о вскрытии захоронений соответствующих лиц в Петропавловском соборе. На это никто не пойдет, слишком разные весовые категории. Поэтому в данном случае первое, что нужно сделать - использовать все возможности и методы, и не выходить пока за пределы региона. Если не будет получена исчерпывающая система доказательств, и если будет интерес общественности за пределами, тогда другое дело", - пояснил Звягин.
Как отметил директор ФГУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Владимир Клевно, для того, чтобы провести генетическое исследование, нужна "воля Церкви и Церковь должна найти такую возможность и обратится к нам".
"Генетические исследования строятся на сравнении. Лучше, конечно, сравнивать с близкими родственниками. У братьев должны быть однотипные участки ДНК матери. Но кто нам разрешит произвести вскрытие захоронений и взять оттуда?...", - сказал Клевно.