Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Москве прошла конференция «Владимир Соловьев: философ прошлого, настоящего и будущего»

24.03.2008 Научная конференция «Владимир Соловьев: философ прошлого, настоящего и будущего», посвященная 155-летию со дня рождения философа, состоялась 21 марта во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им.Рудомино (ВГБИЛ).

Руководитель Центра религиозной литературы ВГБИЛ Евгений Рашковский, открывая конференцию, сказал: «Владимир Соловьев – князь нашей философии. Но мы не воздвигаем ему золоченого идола, а находимся с ним в состоянии диалога». Он отметил, что на конференцию пришли представители католической и иудейской общин в религиозно значимые для них дни (соответственно — Страстная пятница и Пурим). Е.Рашковский считает это символичным, ведь «Владимир Соловьев понимал Россию как место встречи разных духовных культур». В конференции принял участие известный исследователь наследия В.Соловьева Николай Котрелев.

Первый доклад «Соловьевский экуменизм: близорукость и дальнозоркость пророка» прочитал доцент РГГУ, историк Католической Церкви Алексей Юдин. Он предупредил, что само понятие «экуменизм» появилось спустя 10 лет после смерти В.Соловьева. Сам философ немало удивился бы, узнав, что сегодня его воспринимают как «пророка и мученика экуменизма». Между тем, экуменизм «в доставшейся нам интерпретации», заданной протестантами, был бы «непонятен и неприятен» В.Соловьеву, уверен А.Юдин. Он проследил эволюцию соловьевского экуменизма, который изначально был основан на неприятии «механического» соединения конфессий, но предполагал «химическое» соединение, «сплав в мета-историческом пространстве». Такое понимание экуменизма воплощено в знаменитой «Краткой повести об антихристе», которую автор доклада считает «финалом» в развитии экуменического учения Соловьева.

Главное прозрение этой повести – о том, что победа дается исключительно за счет «последнего личного акта христиан» — актуально для сегодняшних христиан, которым суждено быть «действенным креативным меньшинством». По словам докладчика, «интуиции В.Соловьева и сейчас держат нас в напряжении, в них есть глубокий смысл».

В 1896 г., когда В.Соловьев принял Причастие во время католической литургии восточного обряда, утвердилось мнение, что он перешел католичество. Проанализировав ряд свидетельств, А.Юдин сделал вывод, что Соловьев «не изменил своей исконной принадлежности к Православной Церкви». Завершая доклад, историк провел ряд параллелей между «последними озарениями» В.Соловьева и некоторыми положениями богословских трудов Папы Бенедикта XVI.

Далее прозвучали и были обсуждены доклады Константина Бурмистрова (Институт философии РАН) «Еврейская проблематика в мышлении и трудах Соловьева», Майи Матсар (Московский гуманитарный университет им.Шолохова) «Эстетика Владимира Соловьева и современный художественный опыт», Евгения Рашковского (ВГБИЛ) «Наследие Владимира Соловьева: некоторые уроки для науковеда».

В рамках конференции состоялась презентация книги философа Алексея Козырева «Владимир Соловьев и гнозис». Автор отметил, что в книгу вошли его многочисленные статьи о В.Соловьеве, написанные «с легкой руки Алексея Федоровича Лосева», а также впервые переведенное на русский язык с французского сочинение В.Соловьева «София». Кроме того, автором книги впервые издана переписка В.Розанова и В.Соловьева. А.Козырев в представленном издании рассматривает, в основном, ранний период творчества мыслителя, говоря о нем как о «наследнике мистической романтической традиции, заложенной Н.Новиковым и Г.Сковородой», с одной стороны, и как о «последнем классике средиземноморской ойкумены», с другой.

Благовест-инфо/Седмица.Ru

Редакция текста от: 24.03.2008 00:00:00