31.10.2007 В Соловецком монастыре надеются, что Онуфриевская церковь на братском кладбище, в которой до 1931 года молились новомученики и исповедники, будет восстановлена. Об этом сказал в беседе с журналистами благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря игумен Ианнуарий (Недачин).
Он рассказал, что после закрытия в 1923 году Соловецкой обители, шестидесяти монахам, которые отказались уезжать с острова, лагерное начальство позволяло совершать богослужения в ныне разрушенной церкви преподобного Онуфрия Великого, находившейся вне монастырских стен.
«На лагерную Пасху 1926 года единственный раз был разрешен крестный ход, в котором было позволено идти только духовенству. И эта Пасхальная заутреня собрала 400 священнослужителей, среди которых были десятки епископов – вот такая Пасха была. В 1926-1927 гг. количество епископата здесь было большим, чем могло собраться на свободе. И это все связано с Онуфриевской церковью, которая в 1940 году была снесена». Кирпич от нее и надгробные плиты с братского кладбища пустили на постройку госпиталя и школы.
«Сейчас на братском кладбище две новых могилы – соловецкого иеродиакона и одного пожилого протоиерея, который приехал паломником и умер на Соловках, – сообщил о. Ианнуарий. – Это уже и наше кладбище. И одновременно – наша большая боль, потому что по нему проходит дорога для автотранспорта».
В настоящее время ничем не огороженная территория братского погоста вплотную прилегает к зданию советской эпохи, в котором под одной крышей соседствуют администрация поселка Соловецкий, больница, морг и милиция.
В задачи милиции, помимо привычных функций, входит выдача метрик о рождении и регистрация браков. К этому многофункциональному сооружению соловчане подъезжают на своих машинах прямиком по кладбищу. Монахи пробовали загородить валунами дорогу автотранспорту, но местные жители, отодвинув их, продолжают ездить фактически по захоронениям.