Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Коптская и Эфиопская церкви преодолели 40-летний конфликт

23.07.2007 Коптская и Эфиопская церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, говорится в послании генсека Всемирного совета церквей Самюэля Кобиа папе Александрийскому, патриарху престола святого Марка Шенуде III и патриарху Эфиопскому абуне Павлу.

Подписание совместной декларации предстоятелями этих древних восточных церквей, соперничавших на протяжении десятилетий, состоялось в Каире на прошлой неделе, однако текст заявления был обнародован два дня назад в Ливане католикосом Великого дома Киликийского Арамом I, который являлся посредником примирения и также поставил под документом свою подпись.

В декларации подчеркивается, что Коптскую, Армянскую и Эфиопскую церкви объединяет единая вера, которая "веками была основанием нашей общей доктринальной позиции и богословских учений" и укоренена в постановлениях "трех Вселенских Соборов" (последующие четыре Вселенские Собора не были признаны этими восточными церквами).

Документ также содержит упоминание, что после подписания главами Коптской и Эфиопской церквей протокола о взаимных отношениях в 1994 году дальнейшее развитие отношений было остановлено, но теперь оно будет всемерно развиваться, вплоть до возможного созыва "совместного Священного Синода".

Существенное осложнение отношений между Коптской и Эфиопской церквами началось в 1967 году, когда после занятия Израилем Восточного Иерусалима в результате "шестидневной войны" разгорелся конфликт между коптами и эфиопами из-за прав на монастырь Дейр эс-Султан в Старом городе (Израиль при этом поддержал эфиопскую сторону).

Отношения были фактически разорваны в 1994 году, когда Шенуда III предоставил автокефалию новообразованной Эритрейской церкви, отделившейся от Эфиопской церкви после провозглашения государственной независимости Эритреи. С тех пор Эфиопская церковь прервала евхаристическое общение с Коптской и Эритрейской церквами.

Эфиопия приняла христианскую веру в IV веке, но с XIII века Эфиопская церковь подчинялась Коптской, а все епископы в Эфиопии до 1929 года были коптами и назначались Коптским патриархом в Египте. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт.

С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. Автокефалия Эфиопской церкви, провозглашенная в 1960 году императором Хайле Селассие, была признана Коптской церковью четыре года спустя.

По данным эфиопских источников, общая численность верующих Эфиопской церкви составляет 30 млн. верующих, что составляет около 60% населения страны. Абуна Павел возглавляет свою церковь с 1992 года. Во времена Менгисту Хайле Мариама он провел семь лет в тюрьме (1976-1983), поскольку был рукоположен во епископа без разрешения государственных властей. К Коптской церкви в Египте принадлежат от 4 млн. (по официальным данным) до 8 млн. верующих (по данным самой Церкви); имеется также значительная коптская диаспора в странах Европы, Африки, Австралии и Америки. Эритрейская церковь объединяет около 1,7 млн. верующих. К семье древних восточных Церквей, кроме Коптской и Эфиопской, относятся Армянская, Сирийская и Сиро-Маланкарская (Индия) церкви.

ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru

Редакция текста от: 23.07.2007 00:00:00