12.11.2023 В Пакистане верховный суд вынес «эпохальное решение» против дискриминации христиан – в частности, повелел именовать их «масихи» (мессианцы) и запретил застарелые уничижительные кастовые прозвища, сообщает fides.
«Слова имеют огромный вес, – напомнили правозащитники в суде. – Иные слова подобны пулям, способным убить, а есть слова, дарующие жизнь, надежду и утешение. Слова обладают силой, и в сообществе или нации они способны формировать менталитет, строить отношения сограждан, глубоко влиять на культуру общества». Правоведы и юристы учли эти справедливые доводы.
Верховный суд Пакистана вынес решение «всеобщего характера» по иску христианской общины в провинции Хайбер-Пахтунхва, которое многие считают историческим, революционным и даже эпохальным. Этим решением суд обязал национальные и государственные (на уровне штата) учреждения срочно заменить в документации и устном обращении термин «эсаи»/ «исаи» на «масихи» в отношении «христианских общин и всех граждан христианской веры». Эта мера «призвана подчеркнуть решительные перемены в плане признания и уважения культурной и религиозной самобытности христианских общин», по мнению правозащитников.
Подобная правовая мера давно назрела – уже многие годы христианские общины Пакистана активно выступали за использование уважительного термина «масихи» в официальных государственных документах и сообщениях. Застарелый термин «эсаи» в отношении христиан имеет уничижительный оттенок, восходящий к древней кастовой дискриминации (что-то вроде «исусики» в вольном переводе) Нынешнее нововведение в языке демонстрирует стремление властей отстаивать и культивировать религиозную терпимость, приятие и равноправие граждан, защищать права меньшинств, и в особенности бороться с «традицией унижения и отверженности» отдельных граждан. Тем самым государственные учреждения отстаивают и внедряют принцип равенства граждан, закрепленный в конституции страны.
Решение Верховного суда было принято коллегией из двух судей – главным судьей Мианом Сакибом Нисаром (Mian Saqib Nisar) и судьей Эджазулом Ахсаном (Ejazul Ahsan) – по иску правозащитника Сэмюэля Пайары (Samuel Payara), председателя организации «Форум за права меньшинств» (Minorities Rights Forum). В иске указывается, что в Пакистане многие годы бытует унизительное название для христиан на урду – эсаи»/ «исаи» – производное от «Иса», имени Иисуса в арабском Коране. Сами же пакистанские христиане предпочитают уважительный термин «масихи», что значит «мессианцы» или «народ Мессии». Этот термин свободен от негативной коннотации, оттенка унижения или пренебрежения к иноверцам. Термин «эсаи» возник в колониальный период и укоренился с тех пор. Тогда и сейчас так нередко зовут метельщиков, уборщиков улиц и прочих чернорабочих, в большинстве своем принадлежащих к низшим кастам.
Еще более явный оттенок враждебности, пренебрежения и даже отвращения несет термин «чурха» («метельщик», «чистильщик» в благопристойном переводе), который закрепился в отношении тружеников касты далитов («неприкасаемых»). Этот термин за долгие годы приобрел резко уничижительное, даже оскорбительное значение в применении к христианам, причем уже независимо от их касты, профессии и рода занятий. Правозащитники в иске напоминают, что он звучит как оскорбление с резким эмоциональным и психологическим оттенком. Его слышат христиане в свой адрес с детских лет в пакистанских школах, где он «наносит им моральные травмы и порождает серьезные последствия для благополучия, самоощущения, уверенности в себе и самоуважения детей христианской веры».
Этот оскорбительный термин сложился в результате давнего социально-кастового расслоения. По сей день в Пакистане, по некоторым оценкам, до 80 процентов уличных метельщиков и чистильщиков канализации составляют необразованные люди из самых низов социальной иерархии. В большинстве своем это христиане, которых по-прежнему воспринимают как изгоев и неприкасаемых. Несмотря на растущее просвещение и размыв кастовых барьеров, многие пакистанцы, особенно индуисты, упорно избегают пожимать им руки, заводить среди них друзей или просто знакомых, а тем более есть или пить с ними.
Примечательно, что революционное постановление Верховного суда поддержал Совет исламской идеологии (Council of Islamic Ideology) – в немалой мере потому, что ислам не признает касты, а следовательно и формируемый ими «дискриминационный менталитет». Избирательная комиссия Пакистана первой реализовала на деле решение суда – она сразу вычистила слово «эсаи» из регистрационных форм избирателей, заменив его на «масихи» и тем самым создав прецедент, пример для подражания другим правительственным ведомствам и учреждениям. Главы христианских общин и правозащитники приветствовали этот поступок как «важный шаг на пути к признанию и уважению культурной и религиозной самобытности всех граждан».
«Мы приветствуем решение суда заменить слово «эсаи» на «масихи» в стремлении очистить наше общество от чувства презрения к согражданам и духа дискриминации, и тем самым способствовать их добрососедскому сосуществованию в атмосфере равенства и взаимоуважения, – заявили правозащитники «Национальной комиссии по правам человека» (National Commission for Human Rights). – Это важная победа на пути к полному преодолению религиозной дискриминации в стране». Им вторят правозащитники из неправительственного фонда «На грани» (The Edge Foundation). «Это важный шаг, при условии, если ему последуют все наши местные, национальные и региональные учреждения, – заявляют члены НПО. – Это ведь не просто изменение терминологии, но важное обязательство, которое провозглашает изменение менталитета и восприятия иноверцев, уважение к человеку иной идентичности, к каждой личности в богатейшей мозаике культур и верований Пакистана. Эта мера способствует религиозному взаимопониманию, терпимости и единству народа Пакистана».
Решение суда приветствует, а также вносит свою практическую лепту в воспитание взаимоуважения религий и крупнейшая мусульманская молодежная неправительственная организация Пакистана под названием «Багдад» (Bargad). Чтобы «преодолеть стереотипы, культивирующие отчуждение и враждебность», ее активисты запустили программу насаждения альтернативного термина «масихи» в мусульманской умме. Это движение имеет великое значение в свете данных переписи населения за 2017 год, согласно которой в Пакистане более 90 населения составляют практикующие мусульмане, а христиан насчитывается 2,6 миллиона (1,27 процента населения).
Когда Пакистан возник в 1947 году, его отцы-основатели провозглашали стремление создать толерантную и эгалитарную страну. Тем не менее, пакистанские христиане все эти годы страдают от отчуждения и отвержения. К ним многие все еще относятся как к изгоям, тем более что в большинстве своем они живут в бедности и занимаются самым грязным трудом, а потому неудивительно, что страдают от скрытой религиозной дискриминации в обществе. По данным базирующейся в Лахоре неправительственной организации «Центр социальной справедливости» (Center for Social Justice, CSJ), даже в государственных службах, документах и условиях приема на работу глубоко укоренилась дискриминация по признаку вероисповедания и кастовой принадлежности. Так, самые низкооплачиваемые чернорабочие места в секторе санитарии и гигиены (в частности, в очистке канализационных труб) резервируются для граждан христианской веры – причем это обязательное условие! В 2022 году «Центр социальной справедливости» опубликовал длинную подборку из 300 дискриминационных объявлений о приеме на работу в пакистанских газетах за двенадцать лет (2010-2021). В этих объявлениях государственные учреждения сплошь и рядом предлагают нечистую работу уборщиков помещений с пометкой «только для немусульман».
Мэри Джеймс Гилл (Mary James Gill), исполнительный директор НПО «Центр права и справедливости» (Center for Law and Justice, CLJ) и бывший член парламента провинции Пенджаб, говорит, что ее правозащитная организация давно уже борется с бесчеловечными условиями труда и негативным отношением к уличным уборщикам мусора. Активисты с 2019 года ведут информационную кампанию под названием «Метельщики – супергерои» с целью защиты человеческого достоинства этих чернорабочих и стимулирования политических дебатов об их социальной и правовой защите. Еще в декабре 2021 года правительство провинции Пенджаб запретило оскорбительный термина «чурха» для уборщиков и даже ввело штрафы за нарушение запрета.
В январе 2022 года Высокий суд Исламабада запретил различным министерствам и правительственные ведомствам публиковать объявления о приеме на работу уборщиков с пометкой «только для немусульман». По данным правозащитников организаций CSJ и CLJ, этот оскорбительный термин зародился в кастовой системе индийского субконтинента. Они напоминают, что христианские миссионеры прибыли в Индию во второй половине 19-го века –задолго до 1947 года, когда Британская империя отделила мусульманский Пакистан от Индии, создав две отдельные нации. Тогда многих представителей низших каст – неприкасаемых и прочих изгоев – вдохновили идеи братства, равенства, справедливости и равного человеческого достоинства граждан, провозглашаемые христианами. Вот почему уже в 1870е годы обращение в христианство стало массовым среди далитов-метельщиков провинции Пенджаб.
Чухра всегда были самой многочисленной низшей кастой в Пенджабе и занимались черными работами – уборкой помещений, чисткой улиц и сточных труб. Раздел Индии и Пакистана в 1947 году не принес христианам-чухра Пенджаба облегчения, не позволил им выбраться из социальных низов, получить достойное образование, заслужить уважение сограждан. Это привычное социальное шельмование сохраняется долгие десятилетия. Получается порочный круг, из которого очень трудно вырваться даже человеку с большими задатками и талантами, ибо этот тяжкий жребий, подобно «черной метке», передается из поколения в поколение.
Один из главных путей выхода из этого порочного круга для христиан-далитов – это доступ к образованию. Нынешний уровень грамотности христиан в Пакистане отражает тяжкие последствия давнего угнетения и системной дискриминации. Эти данные приводятся в отчете Комиссии за справедливость и мир при Конференции католических епископов Пакистана (NCJP) за 2001 год. Авторы отчета пишут, что средний уровень грамотности христиан составляет лишь 34%, хотя по стране в целом достигает 47% - это данные 12-летней давности.
Есть и более свежие данные по грамотности униженных общин. Так, неправительственная организация «Голоса меньшинств» (Minority Voices) установила, что Лахоре, крупнейшем городе провинции Пенджаб, где проживает около 700 тысяч христиан, их нынешний уровень грамотности составляет 69,80% в системе начальных школ, и снижается до 28,7% в школах более высоких уровней. При этом проценты христиан, имеющих высшее образование (9%), степень магистра (3%) или доктора наук (0,38%) явно свидетельствуют о глубоко укоренившейся дискриминации христиан в сфере образования. Правозащитники указывают, что труд христианских церквей всех конфессий в области образования, их упорное стремление повысить уровень образованности единоверцев, остается главной и решающей силой для укрепления общественного положения верующих христиан в Пакистане, а также посрамления и преодоления «застарелого дискриминационного менталитета» мусульманского большинства по отношению к ним.