11.09.2023 В Индонезии мусульмане с тесаками и дубинами прервали службу в домашней церкви, однако наряд полиция не усмотрела в этом покушение на жизнь, вандализм и нарушение прав верующих, и оформила «соседскую ссору по недоразумению», пишет morningstarnews.
В провинции Западная Суматра конгрегация Сола Грация (Sola Gratia) церкви Вифлеемской в Индонезии (Gereja Bethel Indonesia, GBI) проводила собрание вечером 29 августа в арендованном помещении в селе Бануаран Нан в районе Лубук Бегалунг в Паданге. Собрание было прервано мусульманами, которые явились с криками, выбили окна камнями, причем несколько камней угодили внутрь, и грубо велели христианам прекратить богослужение и молитвы.
Пастор Хиатани Зидуху Хиа (Hiatani Ziduhu Hia) поведал в интервью изданию radarsumbar.com, что во главе группы была мусульманка, кричавшая, что она хозяйка этого дома. С ней к дому явился ее муж, вооруженный тесаком-мачете, в сопровождении другого мусульманина с деревянной дубиной. Размахивая мачете, мусульманин велел прихожанам прекратить богослужение и убираться из дома, а иначе он, дескать, перережет им горла и порубит на куски.
«Мы молчали и продолжали молитвы – говорит пастор – Муж мусульманки продолжал неистовствовать, он требовал, чтобы мы прекратили богослужение. Мы сохраняли спокойствие и призывали их сесть, мирно объяснитьсяи урегулировать ситуацию. Но они не желали ничего слушать. Женщина, которая, как мы позже узнали, оказалась родственницей домовладельца, продолжала кричать, что церковь не может проводить богослужения в «ее доме». Мы хорошо знаем хозяйку дома, а ее не знаем. Более того, хозяйка дома и ее представители, с которыми мы расплачиваемся, хорошо знают, что мы арендуем помещение для богослужений. О нашей молитвенной и богослужебной деятельности хорошо известно и главе района. Что касается преступников, то нам удалось только узнать, что они состоят в каком-то родстве с владельцами дома, и не имеют права выступать от их имени. Хочу сказать, что это первый случай срыва церковной службы в этом доме».
Подробности поведал в интервью BBC News Indonesia и официальный арендатор дома, христианка Джуни Антон Зай. Она подтвердила, что 20 прихожан проводили богослужение, когда поднялись крики, полетели камни и посыпались оконные стекла. Мусульманка ворвалась в дом в сопровождении вооруженных родственников. «Мы были шокированы и поневоле прервали богослужение, – говорит Джуни. – Мы уговаривали их успокоиться, сесть и спокойно все обсудить, но они только нагнетали злобу, не желали говорить по-хорошему, осыпали нас руганью и угрозами. Один из них размахивал мачете, другой деревянной дубиной».
Адвокат Ютиаса Факхо (Yutiasa Fakho), защитник интересов Джуни, подал заявление в полицию Паданга 1 сентября, обвинив нападавших в преступных действиях, а именно во вторжении, угрозах холодным оружием, вандализме и нарушении прав человека [на свободу вероисповедания]. Он потребовал возбудить уголовное дело, однако полиция сочла этот случай «мелкой соседской ссорой по недоразумению». Полиция отпустила задержанного мусульманина (того самого, который размахивал тесаком), посчитав, что он «страдает неопасными психическими расстройствами», по информации BBC.com.
Форум межрелигиозной гармонии Западной Суматры (Forum Komunikasi Umat Beragama, FKUB) поддержал действия полиции, которая якобы «способствовала мировому соглашению в духе традиций народной мудрости и добрососедства». А вот исполнительный директор аналитического центра по правам человека Институт Сетара (Setara Institute) Халили Хасан (Halili Hasan) считает, что правоохранители и FKUB «проигнорировали правосудие и закрыли глаза на нарушение прав христиан на свободу вероисповедания», сообщает BBC News Indonesia. «Главная опасность подобных случаев в том, что бездействие правоохранительных органов косвенно оправдывает подобные злобные выходки против иноверцев – считает Халили – Если власти будут уклоняться от справедливого применения права, то подобные нападки будут повторяться и усугубляться». Согласно отчету Института Сетара за 2022 год, город Паданг занял третье место по степени нетерпимости населения к иноверцам в Индонезии.
Сообщество христианских церквей (Persatuan Gereja Indonesia, PGI) также осудило это нападение устами пастора Хенрека Лекры (Henrek Lekra), исполнительного секретаря службы PGI «Справедливость и мир». «Наша организация решительно осуждает действия неистовых анархистов по срыву христианского семейного богослужения, – говорит пастор. – Нападавшие прибегли к угрозам убийством и холодным оружием, а подобные действия нарушают дух и букву нашей Конституции и оскорбляют ценности и доктрины всех великих религий, которые славят любовь, справедливость и мир. Мы призываем полицию к исполнению ее обязанностей. Она должна принимать решительные меры противодействия преступникам, грубо угрожающим смертью и срывающим богослужения, а иначе бездействие властей заложит плохой прецедент на будущее и посеет зерна будущих беспорядков в обществе. Мы призываем общество к широкому обсуждению и осуждению этого случая, наряду с судебным преследованием за преступные деяния. Мы осуждаем давление полиции на жертв преступных действий, а не на преступников, из-за чего жертвы подвергаются запугиванию со всех сторон».
Президент Индонезии Джоко Видодо (Joko Widodo) в своей речи на церемонии открытия Международного суфийского конгресса 2023 года в Пекалонгане (Центральная Ява) заявил, что государство продолжает поощрять гармонию в многообразии, однако в Индонезии по-прежнему встречаются случаи нетерпимости, сообщает Bloomberg. Technoz.com. «У нас все еще отмечаются случаи нетерпимости, – сказал Видодо 29 августа. – Нам следует обращать на них самое серьезное внимание, чтобы сохранить мир в Индонезии и во всем мире».
Индонезия занимает 33-е место в списке 50 стран-гонителей христианства за 2023 год – так называемом «Списке всемирной вахты» (2023 World Watch List), составленном правозащитной организацией Open Doors. Аналитики этой организации отмечают, что индонезийское общество принимает все более консервативный исламский характер, а церкви, занимающиеся проповеднической деятельностью в народе, подвергаются риску нападений экстремистских группировок исламистов. «Если церковь замечена в проповеди и распространении Евангелия, она вскоре неизбежно сталкивается с противодействием исламских экстремистских группировок, особенно в сельской местности, – отмечается в докладе Open Doors. – В некоторых регионах Индонезии нетрадиционным церквям приходится с большим трудом добиваться разрешений на строительство церковных зданий, при этом власти часто просто игнорируют их заявления и документы».