28.01.2023 Пакистан еще более ужесточает свой печально известный закон о богохульстве 1987 года, хотя и без того нарушения ряда норм этого закона все чаще караются смертной казнью, сообщает catholicnewsagency.
Парламент Пакистана на прошлой неделе принял решение ужесточить многие нормы и без того сурового закона о богохульстве, на основании которого многие христиане и другие иноверцы подвергаются судебным преследованиям. Нередки случаи, когда толпы фанатиков линчуют несчастных на улицах по клеветническим обвинениям в богохульстве.
Оскорбление пророка Мухаммеда всегда считалось уголовным преступлением в Пакистане. Но законодателям этого показалось мало, и по новым нормам этого закона, подозреваемым в оскорблении жен, сподвижников и близких родственников пророка Мухаммеда теперь грозит тюремное заключение сроком от 10 лет до пожизненного, а также штраф в размере 1 миллиона рупий (примерно 4500 долларов), как сообщает издание New York Times. Кроме того, обвиняемые в богохульстве теперь не могут надеяться на освобождение под залог.
Ислам является государственной религией Пакистана, а законы о богохульстве действовали в стране более века еще до того, как он стал независимым государством. Резкое ужесточение норм закона о богохульстве произошло в 1987 году, когда за некоторые нарушения был предусмотрен смертный приговор, не подлежащий обжалованию. Один из самых известных приговоров по этому закону за последние годы был вынесен по делу католички Асии Биби. Она провела почти десять лет в камере смертников в ожидании казни по шитому белыми нитками обвинению в оскорблении ислама. Многие мировые лидеры, включая пап Бенедикта XVI и Франциска, призывали к ее немедленному освобождению. В конце концов, в октябре 2018 года Верховный суд Пакистана отменил ее обвинительный приговор в богохульстве в связи с отсутствием состава преступления. Впоследствии ей удалось бежать из страны, однако даже за рубежом она до сих пор получает угрозы расправы.
Эдвард Клэнси (Edward Clancy), директор зарубежной службы в папской благотворительной организации «Помощь нуждающейся церкви» (Aid to the Church in Need, ACN) отмечает в интервью CNA, что с 1980-х годов в Пакистане нормы закона о богохульстве при пересмотрах становились с каждым разом все жестче. Он признает, что жертвами этих норм становятся не только христиане, но и многие мусульмане, однако ввиду того, что мусульмане составляют 97% населения страны, доля обвиняемых среди них исчезающее мала, а тяжесть закона непропорционально возлагается главным образом на христиан и прочие меньшинства.
«Вот почему каждый раз, когда Пакистан ужесточает нормы закона о богохульстве, давая ненавистникам иноверцев все новые возможности для возбуждения дел, от этих нововведений страдают в первую очередь христиане, – напоминает Клэнси. – Даже если обвинение оказывается откровенно ложным, и оклеветанный христианин не подвергается аресту или иному преследованию со стороны государственных служб, обвинение в богохульстве очень часто полностью разрушает его жизнь или ведет к смерти от толп фанатичных исламистов-линчевателей, которые не утруждают себя законностью и справедливостью. Пакистанские власти постоянно хвалятся тем, что в стране еще не было ни одной официальной казни по закону о богохульстве, и при этом не замечают многочисленные факты уличных расправ над несчастными, которые учиняют буйные толпы линчевателей, а также факты бесследных исчезновений жертв голословных обвинений в богохульстве. Получается, что государство само не приводит в исполнение приговоры, однако обвиняемые становятся жертвами бессудных уличных расправ, самосуда».
Основная миссия ACN – поддержание пастырской службы в Католической церкви, а для пакистанских христиан это означает помощь многим жертвам законов о богохульстве в судах, говорит Клэнси. Большое беспокойство у организации вызывают возрастающие трудности в подборе адвокатов, готовых вести защиту обвиняемых в богохульстве, поскольку для этого требуется огромное мужество, ибо сами эти защитники тут же навлекают на себя гнев фанатиков. Убивают не только тех, на кого возводят обвинения в богохульстве, но и их защитников, и даже общественных активистов, выступающих за смягчение норм этого драконовского закона. Тем не менее, ACN продолжает оказывать юридическую и пастырскую помощь жертвам закона о богохульстве. Правозащитники призывают молиться за христианскую общину в Пакистане, а избирателей побуждают мобилизовать своих народных избранников к конкретным действиям в защиту единоверцев. Клэнси напоминает, что Пакистан внесен Госдепартаментом США в список стран, «вызывающих особую озабоченность» в связи с гонениями на религиозные меньшинства, что влечет за собой возможные санкции, однако на деле пока они пока мало применяются. Продолжающееся ужесточение норм пакистанского закона о богохульстве подвергает огромной опасности христианство в стране и делает в целом исповедание иной веры в государстве практически невозможным, подчеркивает правозащитник.
В качестве примера Клэнси напоминает свежий случай обвинения в богохульстве, выдвинутого против двух христианок, служивших медсестрами в больнице. В апреле 2021 года они проводили уборку в больничной палате, и временно сняли со стены рамки с изречениями из Корана. Ретивые доносчики тут же обвинили их в оскорблении ислама, и с тех пор вот уже два года над несчастными монахинями тяготеет дамокловым мечом это страшное обвинение. «Все свидетельства и доказательства говорят об их невиновности, – говорит Клэнсти. – Обвинение признано надуманным, безосновательным и выдвинутым по мотивам мести. Однако, даже если эти две женщины будут признаны невиновными, их жизни отныне угрожает страшная опасность в Пакистане. Им неизбежно придется бежать из страны вместе с родными. Дальнейшие ужесточения норм закона о богохульстве расширяют возможности для подобных несправедливых и беспочвенных обвинений со стороны фанатиков и клеветников».
Нормы пакистанского закона о богохульстве все чаще и шире используются для преследования религиозных меньшинств и сведения личных счетов, причем их жертвами все чаще становятся даже самые видные деятели в стране. К примеру, бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан (Imran Khan), который сам поддерживал законы страны о богохульстве в качестве кандидата на выборах, в мае прошлого года был обвинен в богохульстве правительством своего преемника. Не удивительно, что уже в ноябре он чуть не пал от рук убийцы, когда выступал на очередном политическом митинге, причем неудачливый убийца явно руководствовался религиозными мотивами.
Власти Пакистана формально принимают многие меры экономической и физической защиты представителей немусульманских религий, однако на деле эти меры не дают никаких реальных гарантий их мирной жизни и благополучия в стране. На 2020 год в стране насчитывалось не менее 40 узников, отбывающих пожизненное заключение или ожидающих казни в камерах смертников по обвинениям в богохульстве.