30.06.2022 Высокий суд Лахора, второго по величине города Пакистана, утвердил смертный приговор двум христианам, томящимся в тюрьме с 2014 года по ложному обвинению в богохульстве, сообщает christianheadlines.
Как первыми узнали журналисты местного издания Morning Star News, надежды на освобождение двух братьев-христиан, приговоренных к смертной казни по закону о богохульстве, рухнули. Суд высшей инстанции оставил приговор первичного суда в силе, несмотря на отсутствие улик против обвиняемых, по заявлению их защитников. 45-летний Кайсер Аюб (Qaiser Ayub) и его 42-летний брат Амун (Amoon Ayub) пребывают в заключении с 2014 года. Судебная волокита по апелляции на смертный приговор, поданная в отделение высокого суда Лахора в Равалпинди, тянулась с 2018 года. В конце концов, судьи Раджа Шахид Мехмуд Аббаси (Raja Shahid Mehmood Abbasi) и Чаудри Абдул Азиз (Chaudhry Abdul Aziz) все же рассмотрели апелляцию и вынесли решение 28 февраля, однако не оглашали свой вердикт до 8 июня, как сообщил защитник Хуррам Маан (Khurram Maan). «Мы очень надеялись, что высокий суд учтет то обстоятельство, что суд первой инстанции осудил наших подзащитных на основании подтасованных и несостоятельных материалов следствия при полном отсутствии доказательств вины, - сказал Маан в интервью Morning Star News. – Мы были шокированы, когда суд вынес обвинительный вердикт 8 июня после трехмесячной задержки».
Адвокат Маан от Европейского центра права и правосудия (European Center for Law and Justice, ECLJ) защищает Амуна Аюба, а его коллега Тахир Башир (Tahir Bashir) от Центра правовой помощи, содействия и урегулирования (Centre for Legal Aid, Assistance and Settlement, CLAAS) защищает Кайсера Аюба. Маан и Башир не находят в материалах обвинения доказательств вины братьев в богохульстве. По словам Башира, братья, пребывающие в заключении в окружной тюрьме Сахивал, «впали в глубокую печаль и отчаяние», когда узнали о провале апелляции.«У Кайсера трое детей, у Амуна детей пока нет, - говорит Башир. – Они впали в отчаяние, когда узнали, что их надежда на справедливое разбирательство рухнула».
Уголовное дело против братьев официально завели в июне 2011 года по жалобе Мухаммеда Саида (Muhammad Saeed), жителя Талаганга, который сообщил полиции о блоге с богохульными высказываниями о пророке Мухаммеде. Вскоре выяснилось, что блог создали мусульманские знакомые Кайсера Аюба, чтобы отомстить ему после ссоры. С этой целью они указали в богохульном блоге имя, телефон, адрес электронной почты и адрес офиса Амуна Аюба, брата обидчика. Полиция, не вникая в детали этой коварной инсценировки, воспользовалась контактной информацией в блоге, выдвинула обвинения против обоих братьев и арестовала их.
«Ни одна из собранных следствием улик не доказывает, что кто-либо из братьев на самом деле писал или размещал богохульный материал на этом веб-сайте», - утверждает Маан. Амун Аюб до ареста работал учителем музыки в частной школе Лахора и руководил скромной благотворительной «Организацией объединенных христиан» (United Christian Organization, UCO) на пару со старшим братом Кайсером. Братья также вели веб-сайт с новостями о деятельности своей организации. «Уголовное дело против братьев завели как на авторов богохульного блога, к которому они вообще не причастны, – свидетельствует защитник. – Его наспех завели бывшие мусульманские друзья Кайсера после ссоры. Причиной ссоры и даже драки стала сестра одного из мусульман. Вот почему мусульмане в отместку создали оскорбительный блог, указав реквизиты братьев в его контактной информации».
Суд первой инстанции осудил братьев в декабре 2018 года, мотивируя свое решение наличием их контактной информации в блоге, а также тем, что они не обращались к администратору сайта с требованием об удалении личных данных, а потому якобы причастны к его созданию. «Как суд первой инстанции, так и высокий суд отказались признать тот простой факт, что веб-сайт может создать любой желающий, как и разместить в его контактной информации чье угодно имя и адрес – негодует Маан. – Более того, в нашей апелляции мы указали суду, что подлинный веб-сайт братьев просуществовал в сети всего лишь год, и никогда не размещал богохульный контент».
«Я просил суд допросить Отдел по борьбе с киберпреступностью Федерального агентства расследований (FIA), дабы его эксперты помогли выяснить подлинную личность создателя богохульного блога у руководства WordPress, на что следователь отговорился тем, что отдел не отвечает на запросы», - сказал Маан. Адвокат напомнил высокому суду Лахора его же решение по другому делу, когда богохульное текстовое сообщение, найденное в телефоне ответчика, суд счет недостаточным доказательством для обвинительного приговора. «Если человека можно осудить только доказав, что именно он пользовался телефоном, когда было написано и отправлено богохульное сообщение, – напоминает защитник, – то аналогично в деле братьев Аюб обвинение должно доказать, что именно они писали и размещали богохульный материал. Однако суд проигнорировал собственную прецедентную практику и доводы защиты».
В последние годы в Пакистане участились случаи, когда даже голословные клеветнические обвинения в богохульстве побуждает правоверных собираться бесноватыми толпами и убивать невиновных, причем почти безнаказанно. Наказания для клеветников и убийц оказываются весьма формальными, легкими или условными. По данным Центра социальной справедливости (CSJ), с 1985 по декабрь 2021 года не менее 1949 подозреваемых в богохульстве были арестованы по ложным обвинениям, подверглись длительным судебным разбирательствам или были вынуждены искать спасение в бегстве. По меньшей мере 84 человека были забиты толпами по подозрениям в богохульстве после принятия законов о богохульстве в рамках политики исламизации страны, запущенной военным правительтством Зияуллы Хака в 1980-х годах. С декабря 2021 по март 2022 года уличные толпы линчевали двоих и искалечили еще двоих несчастных в четырех городах Пакистана.
Пакистан занимает высокое восьмое место в списке 50 стран-гонителей христианства World Watch List за 2022 год, публикуемом правозащитной организацией Open Doors. Страна вышла на второе место после Нигерии по числу христиан, замученных за веру за период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года (всего было убито 620 человек), а также по числу закрытых или пострадавших храмов (183 храма за тот же период).