17.03.2022 15-16 марта 2022 года в Сретенской духовной академии в Москве состоялась II международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир». Первая конференция прошла 2-3 марта 2021 года. В этом году форум был посвящен теме «Таинство жизни и смерти».
В мероприятии приняли участие светские и церковные ученые, преподаватели духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов.
Организаторы конференции — Синодальная комиссия по биоэтике, Сретенская духовная академия, Учебный комитет Русской Православной Церкви. Организационный комитет возглавили председатель комиссии епископ Петергофский Силуан и и.о. ректора СДА, член комиссии протоиерей Вадим Леонов. В оргкомитет также вошли секретарь комиссии протоиерей Александр Абрамов, протоиерей Константин Костромин, профессор СДА В.М. Кириллин, доценты СДА Г.Н. Самуйлов и В.П. Лега.
В первый день конференции на пленарном заседании с приветственным словом к собравшимся обратился протоиерей Вадим Леонов.
С докладом «Роль Церкви в осмыслении актуальных вопросов биомедицинской этики» выступил епископ Петергофский Силуан. Архиерей отметил, что «биоэтика возникла как светская наука. Таковой она остается и сегодня. Но Церковь не может стоять в стороне, когда затрагиваются сущностные вопросы жизни, которые могут оказаться определяющими для состояния души в вечности… В основе христианской биоэтики лежат богословские смыслы. Эти смыслы, источником которых является Священное Писание, раскрыты в трудах святых отцов Церкви, в Священном Предании».
Размышляя о различиях между христианской и секулярной биоэтикой, владыка Силуан подчеркнул, что они могут быть непреодолимыми. «Секулярная культура отвергает Бога, который определяет природу добра, правды и добродетели. Существующий в этой культуре моральный плюрализм дает понять, что здравый смысл в морали, даже в секулярной морали, отсутствует. Для людей, исповедующих такое отношение, моральное богословие и биоэтика верующих людей являются проявлениями фундаментализма», — отметил архиерей.
Епископ Силуан также выделил проблему достоинства человека, которая «является своего рода вектором, задающим направление решения большинства вопросов биоэтики. Проблема достоинства человека может быть осмыслена в богословском дискурсе, ибо именно богословие позволяет утверждать, что совершенным основанием достоинства человеческой жизни является наличие в каждом человеке образа Божия».
Председатель Синодальной комиссии по биоэтике резюмировал: «Одна из важных задач нашей Церкви на современном этапе заключается в формировании биоэтического знания на основах христианской этики. Именно Церковь говорит о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию и в этом заключается необходимое и достаточное обоснование его достоинства, и значит может служить основой разрешения самых неожиданных проблем биоэтики. Именно Церковь говорит о несводимости личности человека к его природе и, следовательно, нравственный выбор, который происходит на уровне личного начала, не детерминирован природными свойствами, что означает невозможность выведения некоей общей формулы нравственного поведения, нравственных решений. Именно Церковь, на основании Священного Писания и опыта святых отцов, может оказать помощь в осмыслении понятий образа и подобия Божия, того, что есть личность и разум, того, как начинается жизнь, что является подлинным основанием жизни. Церковь с привлечением знаний естественных наук может оказать содействие в поиске современной интерпретации богословских истин, столь необходимых при формировании биоэтических решений. Православное мировоззрение, применимое к вопросам биоэтики и противопоставляемое секулярной культуре, в состоянии избавить людей мыслящих от идеологических штампов, навязываемых секулярной идеологией. Существующее в обществе понимание того, что православное мировоззрение как минимум равноценно мировоззрению светскому, несомненно, будет способствовать оздоровлению как общества в целом, так и отдельно взятого научного направления — биоэтики».
В ходе пленарного заседания с докладом «Биотехнологическое конструирование человека: проблема когнитивного улучшения» выступила О.В. Попова, член Синодальной комиссии по биоэтике, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии науки Института философии РАН.
Члены Синодальной комиссии по биоэтике также приняли участие в работе секций конференции по пяти предложенным организаторами направлениям. О современных вызовах в области биоэтики рассказал член комиссии иерей Владимир Духович. Протоиерей Вадим Леонов выступил с докладом «Типология понятия "смерть" в святоотеческой традиции». Член комиссии С.Л. Худиев подготовил сообщение о попытке христианского понимания околосмертного опыта.
Секцию конференции «Право на жизнь и право на смерть» возглавил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член комиссии иерей Феодор Лукьянов. В работе этой секции приняли участие иерей Роман Тарабрин с докладом «Неточности биоэтической главы "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви"», а также заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член комиссии В.В. Кипшидзе, осветивший вопросы ценности жизни в современной медийной повестке.
Еще одна секция была посвящена теме «Свобода от жизни и смерти». Ее модератором стал протоиерей Александр Абрамов.
На заседании секции «Улучшение жизни и гуманизация смерти» были заслушаны доклады членов комиссии протоиерея Константина Константинова «Роль тела в формировании души и роль души в формировании тела» и И.В. Силуяновой «"Европейский нигилизм" и трансгуманизм».
Во второй день конференции по завершении работы по секциям были проведены круглые столы. Первый из них был посвящен актуальным вопросам биоэтики в свете православного богословия. Модератором заседания выступил В.В. Кипшидзе. На обсуждение участников были вынесены следующие вопросы: Способно ли православное богословие дать ответы на актуальные вопросы биоэтики? Каким образом можно обратить внимание ученых и светского общества на богословские аспекты биоэтических проблем? Возможно ли, чтобы биоэтика стала пространством для плодотворного взаимодействия науки и богословия?
Темой второго круглого стола стало место биоэтики в пастырской практике Русской Православной Церкви и на Западе. Модератор заседания — протоиерей Александр Абрамов. В круглом столе приняли участие студенты и аспиранты. Собравшиеся обсудили острые биоэтические проблемы в преломлении задач церковного служения.