Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Состоялся круглый стол Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»

09.12.2021 8 декабря 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига», в котором приняли участие представители Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий. В связи с санитарно-эпидемиологическими ограничениями мероприятие проводилось в онлайн-формате. Собрание открыл митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф.

С приветствиями к участникам круглого стола обратились также митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин.

Затем представители митрополий представили подготовленные доклады.

От Владимирской митрополии были представлены доклады насельника Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира кандидата исторических наук, доктора теологии иеромонаха Варфоломея (Минина) — «Исторические аспекты вопроса монашеских добродетелей в житии преподобной Иулиании Лазаревской. Любовь к Богу и человеку как высшая нравственная категория» и настоятельницы Покровского женского монастыря г. Суздаля игумении Екатерины (Кожевниковой) — «Евангельское служение ближним как монашеская добродетель».

В своих выступлениях докладчики отметили, что умение отличать добро от зла является тем нравственным чувством, которым по великой милости Божией наделен только человек. Человеческая способность направлять свою волю к добру или злу именуется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Церковь Христова всегда подчеркивала, что только следование путем нравственной жизни помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32). Церковная история убедительно показывает, что монастыри и монашество — это не продукт времени, но духовное учреждение Церкви Христовой, способствующее раскрытию духа подлинного христианства и утверждению живого опыта благодатной жизни святых отцов и подвижников.

От Ивановской митрополии с докладами выступили наместник Николо-Шартомского мужского монастыря архимандрит Филипп (Понамарчук) и игумения Никольского женского монастыря города Приволжск игумения Анатолия (Баршай).

Доклад архимандрита Филиппа (Понамарчука) «Осмысление понятия монашеского доброделания в условиях современного мира» делится на три части. В первой части рассматривается понятие «добродетель» в патристической традиции, учение о добродетели в аскетической и монашеской литературе, а также в агиографии; вторая часть — «Иосифляне и нестяжатели: завоевание мира на путях внешней работы или преодоление мира через становление новой личности?», в третьей части анализируется жизнь современного монастыря.

Тема доклада игумении Анатолии (Баршай) — «Добродетель отречения от мира на этапе современности». В сообщении рассказывается о добродетели как о богоподобном свойстве человека, которое деятельно проявляется в его жизни, раскрывается понятие о послушании — послушание Богу, послушание в монастыре. Основная часть доклада посвящена проблемам пребывания детей при монастыре, их воспитанию и материальному содержанию.

От Костромской митрополии с докладом выступила старшая сестра Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря монахиня Пахомия (Ершова) (доклад «Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига»). Монахиня Пахомия кратко описала монашеские добродетели, цель которых — приобщить человека к высшему, совершенному образу жизни и мысли, заключающемуся в стяжании Царства Божия и познании истины Христовой.

В завершение круглого стола его участники постановили:

  • благодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение представителям монашествующих Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской митрополий собраться для братского общения и обсуждения своих насущных проблем;
  • констатировать необходимость неукоснительного соблюдения в иноческих обителях «Положения о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви»;
  • подчеркнуть, что послушание в монастыре является одной из высших добродетелей православного христианина, добровольным отложением своей свободы ради служения Богу;
  • отметить важность ведения монастырского хозяйства в обителях, т.к. это обосновано историческим опытом и необходимо для обеспечения нужд монастырей. При этом необходим сбалансированный подход к организации монастырского хозяйства и посещению братией уставных богослужений;
  • отметить необходимость контроля со стороны должностных лиц монастырей участия монашествующих в социальных сетях;
  • констатировать, что одной из сложившихся в Русской Православной Церкви особенностей современных монастырей является наличие при многих из них учебных и воспитательных заведений для детей. При этом следует помнить, что, согласно иноческому уставу святителя Василия Великого, дети принимались в обители не для общего воспитания, а для приготовления к церковной жизни. Отметить важность дальнейшего общецерковного обсуждения путей развития средних общеобразовательных учебных заведений, существующих ныне при монастырях;
  • подчеркнуть, что монах в современном мире призван быть молитвенником, апологетом, просветителем и миссионером. Монахи должны, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «трудиться, молиться и дерзать» (из доклада Святейшего Владыки на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви 23 сентября 2016 года);
  • выразить желание, чтобы подобные встречи организовывались и в дальнейшем, так как обмен живым опытом, совместное решение вопросов способствуют укреплению общежительного монашества.

Редакция текста от: 09.12.2021 20:31:25