16.09.2021 14-15 сентября 2021 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла III Международная научно-богословская конференция «Русско-Византийский Логос», в которой приняли участие преподаватели и студенты высших духовных и светских учебных заведений из разных стран.
В ходе форума были представлены научные исследования в области византийской богословско-философской мысли и русской религиозной философии.
В организации встречи приняли участие сотрудники кафедры богословия, кафедры иностранных языков и кафедры древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. Из-за сложной эпидемиологической ситуации конференция прошла в онлайн-формате.
Открывая научное собрание, с приветственным словом к участникам обратились модераторы конференции кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия академии священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент кафедры богословия И.Б. Гаврилов.
В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили хабилитированный доктор философии, профессор, заведующая кафедрой русской и византийской философии Папского университета им. Иоанна Павла II в Кракове (Польша) монахиня Тереза (Оболевич), представившая доклад «С.Л. Франк и Ф.М. Достоевский», и кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии священник Игорь Иванов с докладом «Румынский богослов Никифор Крайник о "русском христианстве" Ф. М. Достоевского».
По окончании заседания мероприятие продолжилось в формате секции. В рамках темы «Русская религиозная мысль» участники выступили с докладами, посвященными представителям русской религиозной философии XIX-XX вв. и их деятельности. Кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии И.Б. Гаврилов в докладе «Историософские воззрения свт. Серафима Соболева» раскрыл различные традиции, а также идеи отдельных наставников, оказавших влияние на святителя. По мнению исследователя, в начале ХХ века основными источниками идейного вдохновения для молодого служителя являлись традиция оптинского старчества, жития святых и их труды, а также личность известного церковного деятеля того времени — святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Другие доклады секции осветили проблемы соотношения византинизма и платонизма в русской религиозной мысли на примере понимания А.Ф. Лосевым такого явления, как исихазм, ознакомили слушателей со спором Н.С. Лескова с К.Н. Леонтьевым о «розовом христианстве» Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, а также раскрыли образ Петра I в творчестве С.П. Шевырева.
Во второй день работы форума состоялся круглый стол, посвященный 300-летию Российской империи. Докладчики представили свои исследования, в которых рассмотрели феномен русского консерватизма первой четверти XIX века, в ходе дискуссии ученые также подняли вопрос о том, можно ли назвать императора Петра Великого «консервативным революционером» и обсудили отношение первого русского императора к тем, кто не поддерживал его либеральные реформы.
Работу конференции продолжила секция «Византия и русская культура», в ходе которой участники обсудили процесс рецепции русскими религиозными мыслителями богословского наследия Византийской империи. Во время научной дискуссии исследователи обсудили учение о Божественных энергиях святителя Тихона Задонского, затронули вопрос важности актуализации церковно-исторического наследия профессора Н.А. Скабалановича и соотнесли особенности взаимодействия духовной и светской власти в византийском праве.
В завершение конференции организаторы поблагодарили участников за плодотворную работу и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Представленные на конференции доклады планируется опубликовать в журналах Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник» и «Труды и переводы».