30.06.2021 Коллегия верховного суд в Равалпинди (Пакистан) утвердила приговор суда первой инстанции о пожизненном заключении христианину за кощунственные тексты, несмотря на явную подтасовку фактов и недостаточность улик у обвинения, по словам его защитника, сообщает christianheadlines.
Приговор вынесен 50-летнему Зафару Бхатти (Zafar Bhatti). Ему предстоит отсидеть 25 лет – этот срок считается пожизненным в стране. Первый приговор ему был вынесен еще в мае 2017 года на основании части 295-C закона о богохульстве за текстовые сообщения, якобы поносящие Пророка. Христианин упорно отрицает обвинение. Во вторник 22 июня приговор утвердила коллегией Верховного суда в Равалпинди, хотя новые улики, представленные обвинением, снова недостаточны для обвинения, по словам защитника Тахира Башира (Tahir Bashir).
Истец по делу, Ибрар Ахмед Хан (Ibrar Ahmed Khan), добивался смертной казни в своем иске в Верховный суд, требуя экспертизы аудиозаписей сотовой компании, дабы доказать вину Бхатти. «Сотовая компания записывает голоса при активации SIM-карты, – поясняет Башир. – В этом деле SIM-карта активировалась трижды, и каждый раз посторонними лицами. У Бхатти никогда не было этой SIM-карты, но его телефон непонятным образом использовали для рассылки этих кощунственных сообщений. Совершенно ясно, что он стал жертвой злоумышленников, подключившихся к его телефону. Кроме того, компакт-диск сотовой компании, якобы содержащий запись голоса Бхатти, оказался пустым при прослушивании в суде».
Суд первой инстанции не удовлетворили улики по делу, и потому он приговорил Бхатти всего лишь к пожизненному заключению, хотя норма 295-C предусматривает смертную казнь при таких обвинениях. «Судья неохотно вынес приговор под огромным давлением со стороны исламистской экстремистской организации Ахле Суннат Вал Джамаат, к которой принадлежит истец, – говорит Башир. – Я считаю, что новый приговор тоже вынесен под давлением исламистов, потому что прямых доказательств вины Бхатти в деле нет».
Все эти пять лет Бхатти провел в тюрьме в ожидании пересмотра дела Верховным судом, при этом судебное заседание постоянно откладывалось под тем или иным предлогом. «Очень жаль, что ни в чем не повинные люди томятся в тюрьме, а их апелляции годами лежат под сукном в судах высших инстанций, – говорит защитник. – Несмотря на неутешительный вердикт и тактику долгих проволочек, мы не теряем надежду, что Верховный суд примет апелляцию и вынесет оправдательный приговор Бхатти».
Представители церкви и правозащитные группы считают, что обвинения в богохульстве часто используются для сведения личных счетов и гонений на религиозные меньшинства в Пакистане.
Специальный комитет Сената по правам человека и Верховный суд Исламабада в 2018 году предлагали назначать лживым обвинителям в богохульстве такие же наказания, как и обвиняемым, но правительство отклонило эту рекомендацию. По действующим нормам, обвиняемому в богохульстве угрожает либо долгое заключение, либо смертная казнь, а за ложное обвинение угрожает заключение сроком не более шести месяцев, либо смехотворный штраф в 1000 рупий (6 долларов). Многие сменявшие друг друга правительства страны признавали, что закон о богохульстве используется явно не по назначению, однако так ничего и не сделали, чтобы пресечь злоупотребления этим законом. Правозащитники говорят, что власти боятся его отменить или пересмотреть из страха перед растущим влиянием исламистских фанатиков в стране мусульманского большинства.
Согласно отчету Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире за 2020 год, в Пакистане за год приговорены к смертной казни не менее 35 человек – а в 2019 их было 29. В отчете со ссылкой на НПО «Центр социальной справедливости» указывается, что за 2020 год обвинения в богохульстве были выдвинуты 199 пакистанцам – это наивысшая цифра в истории страны. По этой причине
Государственный департамент США в декабре повторно включил Пакистан в число девяти «стран, вызывающих особую озабоченность» за серьезные нарушения свободы вероисповедания. В этом списке Пакистан пребывает с ноября 2018 года. Страна также удерживает высокое пятое место в списке 50 стран-гонителей христиан за 2021 год (2021 World Watch List), изданном правозащитной организацией Open Doors.