06.10.2020 О новом совместном проекте Министерства культуры РФ и Русской Православной Церкви стало известно из выступления на заседании проходящего в Казани XIX Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры директора департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Романа Рыбало.
По словам чиновника, целью нового масштабного проекта станет проведение противоаварийных работ и консервация объектов культурного наследия, которые невозможно отреставрировать.
Об этом сообщает Rublev.com со ссылкой на сайт газеты «Культура».
«Минкультуры России совместно с РПЦ запущен проект по проведению противоаварийных работ и консервации объектов культурного наследия, реставрация которых не представляется возможной. То есть мы впервые пришли к тому, что Минкультуры выделяет деньги на консервацию объектов, которые не находятся ни в чьем пользовании и, соответственно, проводить полномасштабную реставрацию невозможно», — заявил Р. Рыбало.
Он также сообщил о размерах государственного финансирования нового проекта и количестве объектов, которые должны быть законсервированы.
«В 2020 году у нас выделено 200 млн рублей, с последующего года — 500 млн рублей. Планируем мы консервировать по 50 объектов культурного наследия», — пояснил глава департамента, добавив, что проект — важный прорыв в области охраны памятников, прорыв, которого «никогда не было».
Таким образом, если пытаться оценить количество бесхозных церковных зданий со статусом памятника архитектуры в масштабах всей страны, можно говорить по крайней мере о десятках подобных объектов.
В начале 2020 года Русская Православная Церковь обнародовала результаты собственного исследования, которое было призвано определить точное число храмовых зданий, находящихся сегодня в неудовлетворительном состоянии. Эту цифру назвала в своем выступлении на XXVIII Рождественских чтениях руководитель отдела культурного наследия Патриаршего совета по культуре Светлана Анохина.
Сегодня в стране подобных объектов насчитывается 3245.
Причем С. Анохина подчеркнула, что консервацию нельзя рассматривать как универсальное средство сохранения церковных памятников. По ее словам, опыт использования законсервированных храмов последних лет показал закономерность: если в подобном храме не проводятся регулярные богослужения, пусть даже несколько раз в год, он все равно продолжает разрушаться. Помимо естественного процесса, на состояние храмового здания также зачастую влияет тот факт, что стройматериалы, с помощью которых была проведена консервация, разворовывают местные жители.
Обычно весь процесс уничтожения результатов консервации занимает от 3 до 5 лет.
Возможно, анонсированный в Казани новый совместный проект Министерства культуры и Русской Православной Церкви каким-то образом разрешит эту проблему, однако пока более подробно о содержании программы консервации разрушающихся бесхозных церквей не сообщается.