Вышло в свет уникальное издание об исчезнувших деревянных храмах Заонежья

24.05.2020 Издательство «Три квадрата» подготовило к печати книгу «Деревянные церкви и часовни Заонежья», которая рассказывает о памятниках деревянного зодчества Карелии. Большая часть памятников, описанных в книге, на сегодняшний день утеряна, сообщает Rublev.com.

Издание стало возможным только благодаря сохранившимся архивным записям лейтенанта финской армии, искусствоведа Ларса Петтерссона, который, находясь в годы Второй мировой войны на территории Карелии, провел инвентаризацию и детальное исследование всех деревянных церквей Заонежского полуострова. Эти материалы оказались единственным на сегодня документом, откуда можно почерпнуть сведения об утерянных памятниках церковного зодчества Заонежья.

Средства для издания книги были собраны на краудфандинговой платформе «Планета».

Весной 1939 года Ларс Петтерссон, молодой студент шведского происхождения, изучающий историю искусств в Хельсинкском университете, представил профессору Онни Окконену свою магистерскую диссертацию на несколько сотен страниц на тему «Архитектура деревянных церквей в Финляндии: ее происхождение, развитие, место в деревянной архитектуре и связь с историческими стилями». Размер диссертации предполагал, что Петтерссон и его научный руководитель намеревались превратить эту работу в докторскую диссертацию. Однако эти планы были нарушены в связи с началом в ноябре 1939 года войны между Финляндией и Советским Союзом.

В то время Петтерссон был призывником в офицерской школе запаса и уже в январе 1940 года записался добровольцем для участия в так называемой Зимней войне 1939—1940 годов. Звание магистра Л. Петтерссон получил лишь в мае 1941 года.

Когда в июне 1941 года между Финляндией и Советским Союзом снова началась война, Ларс Петтерссон вновь вступил в ряды финской армии. Вскоре финские войска продвинулись в Карелию за пределы бывшей советско-финской границы. В составе одного из подразделений 7-й армии генерала Хеглунда находился лейтенант Петтерссон.

Оккупационные власти нуждались в экспертах для документирования и оценки состояния культурного наследия в оккупированных районах, и осенью 1942 года Ларс Петтерссон был назначен так называемым военным государственным служащим для описи церквей и церковных объектов оккупированной финнами Русской Карелии.

«В соответствии с представлением Комиссии по археологии и по приказу главнокомандующего осенью 1942 года меня командировали охранять находящиеся под угрозой уничтожения на территории военных действий памятники культуры, особенно церковные постройки и их движимое имущество, — писал впоследствии Л. Петтерссон. — В этой роли я пребывал в Карелии до лета 1944 года. Я начал свою работу с находящейся в северной части Онежского озера территории Заонежского полуострова, где сохранилось особенно много произведений старого церковного искусства. В качестве чертежника ко мне командировали скульптора Ойву Хелениуса, который в течение без малого двух лет путешествовал со мной по разным частям Олонецкой и Беломорской Карелии, когда на судне или лодке, когда верхом, на санях или на случайном транспорте, в армейских грузовиках».

В результате к 1944 году, когда финские войска были выбиты с территории Карелии, архив исследователей насчитывал 2533 негатива, на которых были запечатлены деревянные церкви и часовни, 237 обмерных чертежа наиболее интересных построек, рисунки и акварели О. Хелениуса.

Л. Петтерссон составил краткий каталог с описанием всех памятников, собрал устные свидетельства о плотницких и иконописных традициях региона. Всего в его каталог вошли 133 деревянных памятника Заонежья и прилегающих к этому району островов.

Итогом исследований военного времени стала двухтомная диссертация Л. Петтерссона «Церковная архитектура Заонежья». В 1950 году на ее основе в Хельсинки под тем же названием была издана монография, уже давно ставшая библиографической редкостью даже в Финляндии и до сих пор не переведенная в России. Книга «Деревянные церкви и часовни Заонежья» исправляет эту недоработку: если ее первую часть составляют полевые материалы 1942—1944 гг., то во второй части представлена монография Л. Петтерссона 1950 года, впервые опубликованная на русском языке.

Огромный материал, полученный Петтерссоном, заставил его сместить акценты в научной работе: теперь на несколько лет главной темой исследований для искусствоведа стали деревянные православные церкви и часовни Русской Карелии. Лишь позднее он постепенно вернулся к своим прерванным исследованиям памятников деревянного зодчества Финляндии.

Продолжить свою работу по теме русского деревянного зодчества он уже не мог, в первую очередь по политическим причинам: Запад и СССР вступили в эпоху «холодной войны». В первый и последний раз ученый посетил СССР лишь в 1989 году, когда отмечалось 275-летие Преображенской церкви Кижского погоста.

По оценкам современных специалистов, работа Ларса Петтерссона в качестве исследователя деревянных церквей и часовен в Финляндии и Русской Карелии остается одной из самых значительных в своем роде в истории искусства Финляндии; сохранив для истории сведения о памятниках деревянного зодчества Заонежья, он внес неоценимый вклад в мировую культуру.

Особенностью архива Ларса Петтерссона является тот факт, что большая часть из памятников, описанных им в 1940-е годы, не сохранилась. Причем большинство из них погибло не в годы войны, а в послевоенные десятилетия. Из 133-х зафиксированных Петтерссоном и Хелениусом памятников осталось всего 32, включая знаменитый ансамбль Кижского погоста.

Научным редактором издания стал ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), кандидат искусствоведения Михаил Мильчик.

Редакция текста от: 25.05.2020 07:25:49