15.01.2020 Опубликована статистика Финляндской Православной Церкви за 2019 год, сообщает Благовест-Инфо со ссылкой на Orthodoxie.com.
К концу минувшего года в этой Церкви, пользующейся автономией в рамках Константинопольского патриархата, насчитывалось почти 60 000 зарегистрированных прихожан. Из них более 33 000 живут на территории Хельсинской митрополии. Самый многочисленный приход также находится в столице – в общину входят почти 20 000 человек.
Точное число прихожан ФПЦ составляет 58 899 человек (в 2018 их было 59 560). В восьми приходах Хельсинской епархии насчитывается 33 373 православных (в 2018 – 33 695); в девяти приходах епархии Куопио и Карелии – 19 394 человека (годом ранее – 19 686); в четырех приходах епархии Оулу – 5 887 человек (в 2018 – 5 944).
В православном приходе Хельсинки насчитывается 19 691 член – из этих людей почти две трети официально зарегистрированы. Далее идут приходы в Йоэнсу (5 947 прихожан), Куопио (3 854), Тампере (3 172) и Турку (3 090). Самым малочисленным является приход в Рауталампи – 615 членов.
В 2021 году планируется осуществить укрупнение приходов, после чего в Финляндской Церкви не останется общин с менее чем тысячей членов.
Статистика учитывает и тех прихожан ФПЦ, которые постоянно проживают за границей – в 2019 году таких было 2 530.
В Финляндской Церкви два монастыря: мужской Ново-Валаамский и женский Линтульский. В каждой обители – по восемь насельников.
Незначительное сокращение верующих (661 человек за год) объясняется историческими причинами: часть православных карельцев, переселившихся в Финляндию в 1940-е годы, предпочла крестить своих детей в господствующей лютеранской Церкви, надеясь, что это поможет им адаптироваться в новых условиях. И хотя некоторые из потомков этих репатриантов позже вернулись в православие, эффект «потерянного поколения» еще долго будет отрицательно сказываться на количестве прихожан Финляндской Церкви.
В 2019 году умерло 737 прихожан, а крещены были 287, что на 450 меньше, чем годом раньше. Самый большой разрыв между усопшими и новокрещеными отмечался в епархии Куопио и Карелии.
Количество тех, кто покинул Церковь, сохранилось на уровне 2018 года: 993 человека. Также на прежнем уровне осталось число обратившихся в православие: 811 человек. Уход из Церкви и наоборот, обращение к ней происходит, как правило, в возрасте от 20 до 34 лет.
«Это свидетельствует о том, что духовность и духовный поиск по-прежнему актуальны, тогда как к принадлежности к той или конфессии сегодня относятся боле критично, – говорит архиепископ Хельсинкский и всей Финляндии Лев (Макконен). – В прошлые десятилетия считалось, что красота богослужений и церковного искусства привлекает людей. А сегодня я вижу, что Церковь может говорить с людьми о тех вопросах, которые они решают каждый день. Сегодня православный образ жизни, основанный на аскетизме, актуален как никогда».
Проведенный недавно опрос показал, по какой причине чаще всего молодежь уходит из Церкви: респонденты чувствовали, что в приходах они мало кому интересны – все внимание уделялось либо старикам, либо семьям с маленькими детьми. «Теперь мы осознали эту проблему и пытаемся решить ее на уровне приходов, – говорит архиепископ Лев. – Наша главная цель на ближайшее будущее – укрепление общинной жизни».
Прихожанами Финляндской Православной Церкви являются не только уроженцы Суоми: самую большую группу (около 15% верующих) составляют русскоязычные православные, не так давно переехавшие в Финляндию. Также есть среди прихожан румыны и греки. Церковь каждый год пополняется за счет мигрантов, однако число тех, кто официально записывается в прихожане Финляндской Церкви невелико.
По словам ответственного за мультикультурную работу в хельсинском приходе протоиерея Хейкки Хуттунена, мнение о том, что Финляндская Церковь «русифицируется» не соответствует действительности. «По своему опыту могу сказать, что православные русского происхождения, которые записываются в финские приходы, хотят интегрироваться в финское общество, – говорит священник. В частности они начинают праздновать Рождество по нашему календарю. Можно также отметить, что решение Московского патриархата прекратить евхаристическое общение с Константинополем не оказало большого влияния на русскоязычных прихожан Финляндской Православной Церкви».
О. Хейкки считает, что хотя за последние годы общее число прихожан хельсинкской общины несколько сократилось, активность тех, кто остался в Церкви, возросла: процент регулярно участвующих в богослужениях увеличился. Такая же тенденция отмечается и в других приходских общинах.