16.09.2019 Власти Китая заставляют католических пасторов цитировать Конфуция в проповедях, а те жалуются, что подобные принудительные меры приводят к смущению умов прихожан и «эрозии христианства», сообщает christianheadlines.
Многие приходы христианских церквей по всей стране даже вынуждены, по распоряжению властей, проводить специальные занятия по изучению наследия этого древнего китайского философа и мыслителя. Идеи Конфуция сведены в книгу «Лунь юй» («Беседы и суждения») – в англоязычном мире она также известна как «Аналекты Конфуция».
По сообщению правозащитной организации Bitter Winter, чиновники государственного бюро по религиозным отношениям в провинции Хэнань распорядились, чтобы священники «трех церквей» в районе Юджоу подготовили тексты проповедей на тему «Перекличка Аналектов и Библии», руководствуясь учебным пособием, широко изданным в Китае под этим названием. В своих проповедях пасторам надлежит проводить параллели между доктринами христианского вероучения и конфуцианства. «Три церкви» – это протестантские конгрегации, прошедшие процедуру регистрации местными властями. «Занятия по изучению Аналектов занимают целый день – сообщил один из прихожан в провинции Шаньдун в интервью сотрудникам Bitter Winter. – Слушателей заставляют фотографироваться с Библией в одной руке и Аналектами в другой, а затем размещать эти снимки в соцсетях». (Шаньдун – это восточная провинция Китая на побережье Желтого моря, известная как колыбель даосизма и конфуцианства).
Учение Конфуция (551-479 до н.э.) оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой целой философской системы, известной как конфуцианство. Философ основал первый университет и стал в нем первым профессиональным педагогом Поднебесной, систематизировал летописи разных княжеств, а его учение о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространилось в Китае столь же широко, как учение Будды в Индии. Конфуцианство быстро достигло статуса государственной идеологии и удержало ее до начала XX века, лишь временно уступая кое-где позиции буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция до почти религиозного масштаба, хотя конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является гармоничное общество, созданное по древнему образцу, в котором каждый добросовестно исполняет свои обязанности и безропотно подчиняется руководителю ради сохранения мира и гармонии в обществе. Золотое правило конфуцианской этики – «не делай другому того, чего не желаешь себе».
При всех достоинствах конфуцианства, Библейское вероучение все же совершенно невозможно с ним совместить, жалуется один из пасторов в Юджоу. Так, авторы пособия «Перекличка Аналектов и Библии» утверждают, что конфуцианская мысль «все люди, живущие у четырех морей – братья» соответствует словам Иисуса из Евангелия от Матфея 12:50 «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». «Однако подобная аналогия абсурдна не только для христианина, но и для логики как таковой, – говорит пастор, – ибо мудрость Конфуция призывает уважать своего ближнего на основании внутреннего морально-этического кодекса, видя в нем брата, но это благородная мысль все же не имеет ничего общего с заповедью «исполняй волю Отца Небесного».
По распоряжениям властей, во многих храмам «трех церквей» развешиваются наглядные таблицы с подобными сомнительными сопоставлениями мыслей Аналектов с Библейскими заповедями. «Подобными мерами коммунистическая партия Китая медленно, но неуклонно подрывает основы нашей веры, – говорит пастор. – Вода камень точит – и со временем многие подспудно подводятся к убеждению, что чтение Библии ничем не отличается от чтения Аналектов. Значит ли это, что достаточно изучить Аналекты и уверовать в Конфуция, чтобы стать христианином? Это не что иное, как целенаправленная политика по смущению умов прихожан и медленной эрозии христианства в стране».