26.07.2019 Огромное поселение эпохи раннего неолита, крупнейшее из найденных сегодня на территории Израиле было обнаружено во время археологических раскопок вблизи примерно в 5 километрах к западу от Иерусалима в районе деревни Моца, сообщает издание «TheTimesofIsrael» со ссылкой на Управление древностей Израиля.
Поселение было основано около 9000 лет назад. Пик его развития пришелся на шестое тысячелетие до Р. Х.
По словам археологов Хамуди Халайли и Джейкоба Варди, возглавляющих раскопки в Моце, которые проводятся под патронажем Израильского Управления древностей, «это первый случай, когда такое крупное поселение периода неолита (датируется 7 тыс. до Р. Х.) было обнаружено в Израиле. Здесь жило, по меньшей мере, от 2000 до 3000 жителей, что сопоставимо с небольшим современным городом!»
При раскопках, которые ведутся уже без перерыва 18 месяцев, были обнаружены основания довольно масштабных жилых строений, которые, видимо, использовались, в том числе, и как места совершения религиозных ритуалов. Между зданиями были выставлены переулки, свидетельствующие о высоком уровне планирования поселений в те времена. В зданиях для создания полов и для герметизации различных помещений использовалась штукатурка.
Особое внимание исследователей обратили на себя местоположения и вид человеческих останков неолитического периода. Хотя часть останков были обнаружены археологами в Моце и в прежние годы (начиная с 2007 г.), наибольшее количество станков и их тщательное изучение проводились именно последнее время. Сразу же было отмечено совпадение этих захоронений с захоронениями в Северном Леванте, а также в центральном районе долины Иордана, прежде всего, в Иерихоне.
По словам исследователей, «в местах, где жили люди, также были найдены и правильно выложенные останки умерших людей. Это свидетельствует о том, что места захоронения находились в домах или между ними». Под полами домов (очень часто около очага или под ним, на что указывают обгорелости части костей) чаще хоронили детей, а взрослых сородичей – между домами в специальных оштукатуренных колоколовидных ямах. Покойников укладывали или на левый бок или на правый в позе эмбриона.
«Всего в районе Тель-Моца было найдено порядка десяти скелетов мужчин, женщин и детей, – сказал в интервью пресс-службе Управления древностей один из руководителей раскопок д-р Хамуди Халайли. – Большая часть захоронений являются вторичными. Это видно по расположению костей скелетов и по неполноте останков». Скорее всего, как и в случае, например, с захоронениями в Чатал-Хююке (знаменитое большое поселение эпохи раннего неолита – 8-6 тыс. до Р. Х. – на территории южной Турции), тела сначала выносили из поселения, помещая их во временные могилы или оставляя на открытом воздухе. После распада мягких тканей кости вновь вносили в поселение и предавали окончательному захоронению.
Кроме того, у некоторых скелетов отсутствуют черепа – очевидно, это как-то связано с похоронными обрядами. Археологи полагают, что черепа покрывали глиной и использовали в качестве ритуальных предметов, размещая на открытом месте в домах и в святилищах. Такие оштукатуренные черепа возрастом от 10 до 7 тыс. лет находят при раскопках по всей азиатской части Средиземноморья – от юга Израиля до Турции. Некоторые ученые считают, что обработанные подобным образом черепа свидетельствуют об усложнении культа предков, который способствовал развитию социальных структур во времена неолита.
«Скорее всего, эти черепа принадлежали вождям, - считает доктор Халайли. – Когда вождь умирал, его хоронили, а через несколько лет, когда его тело разлагалось, они снимали череп и превращали его в своего рода «естественный бюст». Не исключено, что череп мёртвого мог считаться древними вместилищем жизненной силы умершего или средством поддержания связи с умершими, считают религиоведы.
Череп покрывали глиной или гипсом, и, вероятно, красили, чтобы придать ему сходство с лицом умершего. После этого череп помещали в общественное место - своеобразный памятник для «молодых лидеров» и всех остальных жителей.
Сходные захоронения были в своё время обнаружены при раскопках в Иерихоне. В слое, датируемом началом 7 тыс до Р. Х. было найдено не менее десяти человеческих черепов с искусно моделированными гипсом чертами лица. Скорее всего, они были выставлены в домах на специальных полках, зримо отражая единство рода и победу над смертью через родовое бессмертие. Как считает известный российский религиовед А.Б. Зубов, «из всех частей тела именно голова с наибольшей полнотой выражает личность человека. Поэтому, то что мы обнаруживаем в раннем неолите – это не просто культ рода, но внимание к конкретным личностям усопших родственников, без помощи которых обитатели древних Эйнаны и Иерихона не могли надеяться на реализацию собственных религиозных задач, также, видимо, связанных с преодолением смерти, через которую переступили, сохранив жизнь, прародители».
Во время похорон в места погребения помещали различные драгоценные украшения и предметы повседневного пользования, которые, как могли считать древние жители селения, служили умершим в загробном мире. Многие религиоведы высказывают мнение, что не сами материальные предметы, а их нематериальные двойники, или «души» предметов, с точки зрения древних должны были служить умершим в хагробном мире.
Кроме огромной значимости для понимания религиозно сознания людей неолита, эти заупокойные приношения дают учёным информацию о том, что уже в доисторический период древние обитатели поселения в районе Тель Моца вели меновую торговлю с отдалёнными поселениями и странами. Так в гробницах были найдены уникальные каменные изделия неизвестного типа, изделия из обсидиана (вулканического стекла) из Анатолии и морские раковины, часть которых была привезена со Средиземного моря, а часть с Красного моря.
Почти повсеместно в раскопанном поселении в большом количестве были обнаружены кремневые орудия и их элементы, в том числе тысячи наконечников стрел, которые использовались для охоты и, возможно, также для ведения боя, топоры для рубки деревьев, и, кроме того, лезвия и ножи для серпа. В поселке были сооружены амбары, в которых содержалось огромное количество урожая бобовых, особенно чечевицы. Всё это свидетельствует об интенсивном освоении и внедрении в жизнь сельхоз культур. Более того, из этого можно сделать вывод, что к тому времени неолитическая революция достигла своего пика: кости животных, найденные на месте, показывают, что жители поселка все более и более специализировались в овцеводстве, в то время как охота постепенно уходила в прошлое.
Обнаружение и раскопки в Моце вызвали огромный интерес в научном мире, так как их результаты могут кардинально изменить представления о неолитическом периоде в этом районе Израиля. До сих пор считалось, что территория южного Израиля была почти необитаема в период неолита и что селения существовали тогда только в центральной части Иорданской долины и в Северном Леванте. Вместо необитаемого района археологи обнаружили участок, где уже развивались сложные экономические отношения. Все находки были описаны и зафиксированы с использованием инновационной трехмерной технологии, так что исследование древнего селения можно продолжить в «полевых» условиях доже после частичной застройки, которая планируется после окончания изыскания.
По словам Амита Рима, археолога Иерусалимского округа Управления древностей Израиля, наряду с пониманием важности находок, администрация Управления осознает насущную необходимость создания дополнительной дороги для въезда в Иерусалим. Кроме того, Управление древностей планирует знакомить всех интересующихся с историей каждого археологически значимого места посредством инстоляций и видео-экскурсий. В Тель Моца, прилегающей к месту раскопок неолитического селения, археологические находки демонстрируются широкой публике, а мероприятия по сохранению и обеспечению посещения туристами проводятся в Тель Бет-Шемеш и Тель Ярмут.
Что касается истории района, где было найдено неолитическое поселении, то Моца указана среди городов и селений надела Вениамитян в библейской Книге Иисуса Навина (Нав. 18:26). В результате раскопок в Моце в 2012 г. был обнаружены останки храмового комплекса IX в. до Р. Х. Анализ костей животных, обнаруженных на месте жертвенника, показал, что это были исключительно кошерные животные.
Раскопки в 2001-2003 годах под руководством проф. Карстена Питера Тьеда позволили последнему сделать вывод, что местность Хирбет Мицца / Тель Моца только и может с очень большой долей вероятности идентефицирована в качестве евангельского Эммауса (см. Лк 24:13-35). В Талмуде это место упоминалось как место, где люди собирались обрезать молодые ветви ивы в рамках празднования Суккот (Мишна, Сукка 4.5: 178).