16.07.2019 Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) считает, что давняя концепция "Москва - третий Рим" устарела и не может быть отнесена к России наших дней.
"Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад, которые отражали определённую историческую реальность, но которые вряд ли применимы к сегодняшней реальности", - заявил митрополит в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24". Он пояснил, что сегодня абсолютное большинство россиян уже не являются воцерковлёнными людьми, и перед Церковью стоит "очень большая миссионерская задача" - людей, считающих себя православными христианами, но не являющихся таковыми, сделать по-настоящему воцерковлёнными. "Я думаю, что это гораздо более важная задача, чем любые рассуждения о «третьем Риме», о роли Москвы как центра христианства", - заявил митрополит Иларион.
При этом, по его словам, для всех, кто приезжает в Москву и вообще в Россию, очевидно, что Россия - это страна с очень глубокими христианскими корнями. "Причём для нас христианство - это не феномен прошлого, это феномен настоящего и это основа для будущего, - отметил иерарх. - Если мы зайдём в храм Христа Спасителя или в любой другой православный храм на большой праздник, мы увидим, сколько людей собирается в храмах на богослужения. Но это, тем не менее, не повод для какого-то триумфализма и не повод для создания геополитических теорий, которые могут при определённом дуновении ветра рассыпаться как карточный домик".
Теория "Москва - третий Рим" появилась после падения Константинополя и в период возвышения Московского княжества, она служила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России того времени. Наиболее авторитетной и популярной считается версия о том, что впервые концепция "Москва - третий Рим" была явно сформулирована в 1523-1524 гг. старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем в формуле: "Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать".