05.11.2018 1-2 ноября 2018 года в столице Республики Кипр г. Никосия состоялась международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи».
Организаторами конференции выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству, Министерство культуры Российской Федерации, монастырь Киккской иконы Божией Матери и Фонд святителя Василия Великого. Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры. В число делегации вошли наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви, члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, ответственные за работу с монастырями в епархиях и вновь назначенные игумены и игумении епархиальных монастырей.
Первый день работы конференции прошел на подворье Киккской обители — в монастыре святого Прокопия, расположенном в центре Никосии. До начала заседаний члены делегации Русской Православной Церкви совершили в храме подворья славление перед Киккской иконой Божией Матери (являющейся списком с прославленного чудотворного образа, хранящегося в самом Киккском монастыре). Песнопения исполнил хор учащихся Московской духовной академии и семинарии.
Конференция началась с общей молитвы «Царю Небесный», прозвучавшей на церковнославянском языке. С приветственным словом к присутствующим обратился митрополит Святогорский Арсений. Его Высокопреосвященство передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и благословение Блаженнейшего митрополита Онуфрия, предстоятеля Украинской Православной Церкви, «которая находилась и будет находиться в составе Московского Патриархата» «Мы разделены государственными границами, мы говорим на разных языках, но у всех нас, здесь собравшихся, есть общее отечество — это Царствие Небесное и объединяющая сила Святого Духа Утешителя, Который, как сказал Господь, наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Ради этой истины, ради открытия глубин, хранимых Церковью… ради общения в Духе Святом мы собрались сегодня здесь. Как сказал Господь: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех (Мф. 5:16)», — отметил митрополит Арсений.
Приветственное слово председателя Фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеева зачитала Екатерина Мавромати. Фонд святителя Василия Великого давно сотрудничает с Православной Церковью, реализуя проекты, связанные с монастырями и монашеством. Так, в 2016 году Фонд выступил одним из устроителей торжеств по случаю 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. В рамках празднования этого юбилея Фондом было организовано принесение в пределы Русской Православной Церкви честной главы преподобного Силуана Афонского.
Игумен монастыря Киккской иконы Божией Матери митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, обращаясь к участникам конференции, в частности сказал, что с радостью и удовлетворением приветствует идею организации конференции, имеющей предметом изучения институт монашества в том виде, в котором он существует в братских Православных Церквах — Кипрской и Русской; это дает возможность еще раз засвидетельствовать давние глубокие духовные отношения между нашими Церквами. Эти связи, подчеркнул Высокопреосвященнейший Никифор, имеют большое историческое значение для Киккской обители, так как она была и остается одним из главных центров паломничества для христиан Русской Церкви. Также митрополит Никифор приветствовал своего собрата и сослужителя, митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию, который вместе с игуменами и игумениями монастырей Русской Православной Церкви являлся инициатором проведения монашеской конференции на Кипре.
Координатором форума выступил почетный профессор университета имени Аристотеля в Салониках доктор богословия Христос Иконому.
Работа круглого стола, тема которого была обозначена как «Слово от опыта. Основные трудности и пути их преодоления в современных монастырях», началась с доклада митрополита Лимасольского Афанасия. Митрополит Афанасий в своем выступлении «Основные этапы духовного пути монашествующего. Главные трудности и препятствия. Роль игумена как духовного руководителя» рассмотрел глубинный смысл понятия «монах». «Многие определения хороши, но как описать то, что не имеет границ? По моему скромному мнению, лучше всего выражает суть монашества изречение: истинный монах тот, кто ничего не имеет в этой жизни, кроме Христа... Христос — это смысл и цель, центр и содержание монашеской жизни», — сказал Высокопреосвященнейший Афанасий.
Монашество дает не что иное, как способы, которыми человек достигает исцеления, восстановления образа Божия в себе после грехопадения. Монах, руководствуясь свободным волеизъявлением, следует по пути спасения, чтобы найти себя истинного. Он выбирает одиночество, жизнь в изоляции от мира, чтобы иметь возможность общаться с Богом. Но это очень сложный путь. Сначала все дается легко, но приходит час, когда человеколюбивый Господь позволяет ему почувствовать жизнь вне благодати, той призывающей благодати, действие которой монах ощущал вначале. И тогда инок вступает на путь мученичества, которым шел Спаситель, переживая сложный опыт видимого отсутствия помощи Божией. Сам Господь дает человеку возможность почувствовать горький вкус богооставленности, чтобы он стал полностью свободным от всего мирского и принял в себя Сладчайшего Иисуса Христа. По мнению митрополита Афанасия, каждый человек хотя бы раз в жизни должен спуститься во ад своего собственного существования, чтобы пережить опыт Ионы, пребывавшего в чреве кита. В этом последнем часе разрушения вселенной единственное, что остается нам, — это возопить ко Господу, Который невидим, но непрестанно присутствует с человеком. Трагедия души заключается в том, что она ищет постоянного доказательства присутствия Бога. Но нужно надеяться на Господа. И если результатом отчаяния и отказа от себя и от всех и вся становится надежда, тогда и Господь отвечает, что Он будет любить этого человека и проявится в нем. Это и является подлинным исполнением тайного смысла жизни монаха. И где бы он ни совершал свой подвиг, ему нужно отдать свое сердце и все свое существо Христу. О роли игумена монастыря митрополит Афанасий предложил сказать следующему докладчику, хорепископу Лидрскому Епифанию, игумену монастыря Пресвятой Богородицы Махерá.
В начале своего выступления на тему «Взаимоотношения монаха с игуменом и братией в современном монастыре — актуальные вопросы» владыка Епифаний поблагодарил организаторов за приглашение принять участие в конференции и братском общении монашествующих Кипра и Русской Православной Церкви. Затем докладчик остановился на важнейших аспектах общения монаха со своим старцем. «Да будут все едины, как и Мы с Тобой, едины, Отче» (см. Ин. 17:21-22), говорит нам Господь. Но даже апостолы Христовы до сошествия на них Духа Святого подвергали сомнению действия своего Учителя, обсуждали Его настроение, задавали бессмысленные вопросы и даже оставили Его наедине с врагами. Господь, тем не менее, собрал разрозненные души во единое стадо ради высшей цели — спасения — чтобы сделать их свидетелями Своего Воскресения, благословить даром говорения на многих языках... Все это происходит и сегодня в рамках любого монастырского братства. Все события, которые происходили в жизни Христа, происходят и в жизни игумена монастыря. Взаимоотношения монаха со старцем и братией зависят от монаха, определяются его помыслом и волей. И то, что отношения монаха с братией и старцем являются необходимым условием для его преуспевания, мы видим через само таинство пострига, во время которого монах обещает оказывать игумену и братии послушание до смерти.
Далее владыка Епифаний поделился личным опытом общения со своим старцем, митрополитом Афанасием Лимасольским, чьи слова и поучения нашли подтверждение и стали очевидны во всей полноте тогда, когда хорепископу Епифанию самому пришлось стать игуменом и принять епископский сан. «В лице старца монах может увидеть Христа», — уверен владыка. Но игумен работает над спасением монаха настолько, насколько монах это позволяет. Если он дает полную свободу своему старцу, то, как хороший хирург, старец может вырезать злокачественную опухоль и воскресить благодатью Христа то, что умерло в монахе. Но есть монахи, на врачевание которых игумен тратит долгие годы, и, обращаясь к их душам, не находит отклика.
Докладчик также обратил внимание на факторы, которые сегодня особенно отягощают отношения игумена с братией: отсутствие образования, абсолютизация личного эго, культивирование мирского духа, отсутствие аскезы, а также отсутствие человеколюбия и сострадания к ближнему. Но и в наши дни совершаются чудеса воскрешения человеческих душ, свидетельствовал хорепископ Епифаний. Выступавший также поделился своими наблюдениями, как становились хорошими монахами и достигали высот в духовной жизни те, в ком сомневался игумен. И наоборот, как разочаровывали его те, кто производил благоприятное впечатление в начале пути. «Человек — загадочное существо. Он совершает свое спасение, руководствуясь свободной волей и собственным желанием. Сам выбирает для себя окружение, строит отношения с ближними и поднимается по лестнице добродетелей, достигая того места, где чувствует отдохновение в доме Господнем, чтобы удостоиться радости находиться там, как и на земле, вместе с игуменом и братией», — сказал владыка.
В завершение первого дня конференции выступил архимандрит митрополии Морфу Иоаким (Фотиос) с докладом «Раннее монашество — аскетизм на Кипре».
«Двухтысячелетняя история кипрского монашества остается в основном неисследованной, — отметил архимандрит Иоаким, — и далеко не всем известно, что монашество на Кипре принесло блистательные плоды, и здесь просияло множество преподобных подвижников».
Докладчик сообщил о существующих древних агиологических источниках, таких, как Житие святого Мнасона, епископа Тамасосса, «Странствия и мученичество святого апостола Варнавы», «Житие и деяния преподобного отца Ираклидия». Они убедительно свидетельствуют о том, что монашество на святом острове развивалось одновременно с распространением христианской веры, благодаря миссионерской деятельности учеников святых апостолов в I веке, неразрывно связанной с аскетической жизнью и служением Богу в пещерах. В IV веке здесь наряду с отшельничеством, примером которого был преподобный Иларион Великий, ученик Антония Великого и основатель монашеского жительства в Палестине, развивается и общежитие, насажденное «отцом Кипрской автокефалии» преподобным Епифанием Великим.
Кипр всегда рассматривался как прибежище для монахов, сказал архимандрит Иоаким. В дальнейшем на острове процветали все формы монашества, включая затворничество и столпничество. Существует предание о том, что в VII веке на Кипр прибыли 300 палестинских отцов, которые подвижнически окончили на острове свои дни и доныне сугубо почитаются местными верующими. Современные исследования, несколько корректируя это предание, в то же время подтверждают такие массовые передвижения монашествующих на Кипр.
Далее докладчик сообщил, что в многочисленном лике преподобных, живших на острове в ранний византийский период, кроме духоносных мужей выделяются и богоносные жены и кратко познакомил аудиторию с некоторыми подробностями жития подвижниц
«Кипрское монашество — это не только славная страница местной истории, но и источник духовного сияния Кипра, способного в этом отношении обогатить все Православие», — сказал в заключение архимандрит Иоаким. Он пожелал современным монахам и монахиням России и Кипра «сверять свою жизнь и мудрование с христоподражательными, сияющими во Святом Духе житиями святых отцов и матерей», чтобы с помощью Божией преодолеть любые трудности, возникающие на иноческом пути.
После выступлений докладчики ответили на вопросы, касающиеся внутренней жизни и внешней деятельности монастырей.
Вечером делегацию Русской Православной Церкви торжественно встретили в монастыре Махера игумен обители хорепископ Епифаний с братией. Участники монашеской конференции помолились у чудотворного образа Пресвятой Богородицы, Покровительницы монастыря.
Затем делегация посетила Тамасосскую и Оринийскую митрополию, где в храме святого апостола Андрея Первозванного и Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Исаия приветствовал участников конференции. На встрече в Тамасосской митрополии присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ на Кипре С.В. Осадчий. Члены делегации побывали в тематическом парке и византийском музее митрополии.
2 ноября участники конференции продолжили свою работу.