31.10.2018 Обострился конфликт между Коптской и Эфиопской Церквами из-за прав на монастырь Дейр-эс-Султан в Иерусалиме. И копты, и эфиопы считают, что обитель, расположенная на крыше базилики Воскресения Христова (храма Гроба Господня), принадлежит им.
Синод Эфиопской Церкви, заседание которого состоялось на днях, одобрил текст письма, в котором выражается благодарность правительству Израиля за готовность начать неотложные реставрационные работы в монастыре Дейр-эс-Султан вопреки сопротивлению со стороны представителей Коптской Церкви.
Источники в Аддис-Абебе также сообщают, что Эфиопская Церковь начала информационную кампанию с целью доказать принадлежность иерусалимского монастыря именно эфиопам, а не коптам, как утверждает противная сторона.
Конфликт вокруг обители Дейр-эс-Султан может свести на нет процесс укрепления отношений между Коптской и Эфиопской Церквами, наметившийся в последние годы. В январе 2015 года эфиопский Патриарх Матиас посетил Египет, что стало важным шагом в преодолении былых противоречий между двумя Церквами. Церковь Эфиопии находилась под юрисдикцией Коптской Церкви вплоть до 1959 года, когда ей была предоставлена автокефалия.
24 октября этого года коптские монахи, устроившие в храме Гроба Господня сидячую забастовку с целью не пропустить в монастырь Дейр-эс-Султан сотрудников израильского управления по делам древностей, были насильственно эвакуированы израильскими полицейскими. Весь мир облетели фотографии коптского монаха в наручниках.
Монастырь на крыше храма Гроба Господня был основан в годы правления султана Абд-аль-Малика ибн Мервана (684-705) и в честь него получил название Дейр-эс-Султан – Монастырь султана, пишет английская Википедия. Другой султан – Салах-ад-Дин ибн Айюб (известный в Европе как Саладин), правивший в XII веке, подтвердил права коптов на эту обитель. Однако в 1970 году – во время конфликта Израиля с арабскими странами и, в частности, с Египтом – он был захвачен эфиопскими монахами. В 1971 верховный суд Израиля удовлетворил иск коптов, требовавших вернуть им обитель, но на практике судебное решение не имело никаких последствий.
Новый виток конфликта начался после того, как израильское Управление по делам древностей решило осуществить реставрацию монастыря, согласовав ход работ с эфиопскими монахами. Со своей стороны, копты решительно воспротивились ремонту, посчитав, что он может стать косвенным подтверждением нынешнего статуса обители.