Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Санкт-Петербурге представлены книги митрополита Волоколамского Илариона, посвященные апостолам Петру и Павлу

14.05.2018 13 мая 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) представил в Санкт-Петербурге свои новые книги «Апостол Павел. Биография» и «Апостол Петр. Биография». Встреча с читателями состоялась в петербургском Доме книги.

Митрополит Иларион выразил радость от того, что первая презентация книги «Апостол Петр. Биография» проходит в городе апостола Петра. Книга об апостоле Павле вышла осенью 2017 года.

Автор подчеркнул, что для многих читателей Нового Завета оба апостола — фигуры загадочные. По количеству упоминаний апостол Петр — второй персонаж Евангелия после Иисуса Христа. Во всех списках апостолов он стоит на первом месте, потому что уже при жизни Спасителя занял первенствующее место среди двенадцати апостолов.

У евангелистов Иоанна и Луки описаны две истории призвания апостола Петра. Третье призвание описано у Матфея и Марка. Может сложиться впечатление, что Господь каждый раз призывает разных людей, но при внимательном чтении понятно, что речь идет об одних и тех же людях. Иоанн Златоуст писал, что Господь призвал Петра, назвав его Кифой, тот вернулся к своим делам, затем Христос призвал его снова, было и третье призвание.

Ученые спорят, положительный или отрицательный персонаж апостол Петр. В Евангелиях он предстает таким, каким был на самом деле, — пламенным, преданным, но и колеблющимся, сомневающимся, способным к падению. Когда Христос спросил учеников, за кого они Его принимают, Петр отвечает: «Ты Сын Бога Живого» (Мф. 16:15-16). Когда Петр противоречил Спасителю, Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).

«Во всех четырех Евангелиях мы читаем, что Петр отрекся от Христа, — добавил митрополит Иларион. — Почему все четверо сочли необходимым рассказать эту позорную историю? Она настолько тесно сплетена с жизнью и смертью Христа, что расплести их было невозможно. Важно отметить: когда мы закрываем последнюю страницу четвертого Евангелия, думаем, что Петр не оправдал надежд. Но открываем Деяния апостолов, читаем первые шаги Церкви после Воскресения Спасителя — и видим другого Петра, не сомневающегося и колеблющегося, а дерзновенно свидетельствующего о Христе как Мессии. Он говорит и действует с бесстрашием и пониманием рисков, которые несет его проповедь».

Владыка Иларион остановился и на личности апостола Павла, пояснив, что «Савл» и «Павел» — одно и то же имя, но в еврейском и греческом вариантах: «Павла не хотели принимать в апостольскую общину, всю жизнь ему пришлось доказывать, что он не менее апостол, чем другие. Миссионерские путешествия Павла не могут не поражать масштабами. Сейчас модно ходить, но Павел ходил не для того, чтобы быть здоровым, а потому, что веровал во Христа».

В Деяниях апостолов первым шагом, который предприняла Церковь, было избрание двенадцатого вместо Иуды. Избранный Матфий не появляется больше нигде после этого эпизода, но Павел — человек, которого Господь призвал со стороны и поставил на одно из ключевых мест в апостольской общине.

«Почему он занял такое место в истории Церкви? Нужно прочитать его послания, которые составляют треть всего корпуса Нового Завета и практически ежедневно читаются в храме за богослужением. Это первый по времени памятник христианской литературы, потому что апостол Павел писал тогда, когда не было Евангелий как Священного Писания. Павел — первый, кто богословски осмыслил всю жизнь Иисуса Христа. Его проповедь лежит в основе христианской Церкви. С чем бы вы ни соприкоснулись в Православной Церкви, вы увидите феноменальное влияние апостола Павла. Он заложил фундамент христианского богословия. Значение Павла для Церкви невозможно переоценить».

«Я написал две книги о людях, имеющих разные судьбы, но они встретились на заключительном этапе, оба приняли мученическую смерть за Христа, — продолжил владыка. — Не случайно память апостолов Петра и Павла празднуют во всех Церквах в один день. Еще один интересный сюжет — отношения между ними. Они далеко не всегда отзывались друг о друге хорошо. Тем не менее, если при жизни между ними были противоречия, Церковь их посмертно примирила».

Председатель совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров поблагодарил митрополита Илариона за рассказ о святых покровителях Санкт-Петербурга и отметил, что при работе с молодежью важно помнить, что личностное становление молодого человека во многом зависит от того, кого он выберет в качестве авторитета: «Какие моменты жизни святых апостолов для молодежи могут быть особо вдохновляющим и мотивирующим фактором в их желании следовать за Христом?» — спросил он. Автор книг ответил, что самое главное, что они целиком и без остатка посвятили себя проповеди Иисуса Христа: «Они не ставили задачу проявить и показать себя, как часто происходит с современными авторами, — сказал он. — Они посвятили жизнь Христу, вдохновились Его личностью и проповедью, поставили перед собой задачу донести весть о Христе до как можно большего числа людей».

Как рассказал митрополит Иларион корреспонденту ИА «Вода живая», при работе над книгами «Жизнь и учение Иисуса Христа» Евангелия открылись ему по-новому, хотя, казалось бы, он с детства читал их, говорил о них в проповедях тридцать с лишним лет. Но начав работу, понял, сколь неисчерпаема эта сокровищница: «В процессе труда я ощущал присутствие Того, о Ком писал, так же происходило и со святыми апостолами. Прежде апостол Павел был для меня загадочной фигурой, я мало о нем знал. Конечно, читал его послания, но, как оказалось, многого в них не понимал. Когда познакомился детально с его биографией, он открылся по-новому. После книги о нем я написал толкование на Послание к Римлянам — книга называется «Благодать и любовь». Неоднократно в процессе написания чувствовал присутствие двух апостолов».

Редакция текста от: 15.05.2018 16:47:55