24.04.2018 Опубликованный в конце 2017 г. соцопрос исследовательского центра Pew Research Center показал, что Греция и Болгария, будучи в числе стран с православным большинством, показывают очень разное (в чём-то до противоположности) отношение к вероучительным и обрядовым установлениям Церкви. При этом они обнаруживают поразительное сходство в том, что касается процесса либерализации традиционной морали, присущей Православию.
В Греции стабильно около 90% граждан страны называют в опросах себя православными. Это второе место среди всех православных стран Восточной и Южной Европы. Здесь её опережает лишь Молдавия с 92%. Однако среди стран, не входивших в качестве республик в СССР (каковым были все страны указанного региона), – Греция лидирует. Подобным образом и Болгария занимает в процентном отношении второе место среди тех же православных стран, но с конца, – 59%. Ещё меньшая, чем в Болгарии, доля православных зафиксирована только в Беларуси (48,3%). Получается, что среди соцстран, не входивших в Советский Союз, – Болгария замыкает этот ряд.
Численность, то есть количественный параметр, очень сильно, в данном случае, связан с качественными характеристиками.
У греков наблюдается массовое проявление практической религиозности, в частности, высокий процент еженедельного посещения богослужений – 17% из опрошенных ходят в церковь каждое воскресение и праздник (более высокий только у румын – 21%). Самый же низкий показатель посещаемости еженедельных церковных служб именно в Болгарии – 5% от всех опрошенных.
Между тем, по критерию повседневной личной молитвы греки не занимают ведущих позиций – всего 31% из них признались, что молятся ежедневно. Однако, это показатель значительно выше среднего у всех православных Европы. Болгары же снова оказываются в самом низу таблицы по числу молящихся ежедневно (11%).
Считают религию «очень важной составляющей» своей личной жизни больше всего именно в Греции – 59% опрошенных. Болгария же и здесь занимает последнюю строчку в процентном «рейтинге» опрошенных – только 15% православных болгар подтвердили огромную значимость религии в их жизни.
В вероучительной части опроса греки показали опять-таки чрезвычайно высокий уровень сознательности. Так, из них полностью уверены в существовании Бога 62%, тогда как не верят в Него только 4% называющих себя православными христианами. Больший процент уверенных в бытии Божьем только у грузин с 72% и румын с 64%. (Доля неверующих в Бога «православных» меньше, чем у греков, снова у грузин (1%), а также у молдаван (3%)). То есть греки занимают твёрдое третье место.
Среди респондентов, считающих себя православными, больше всех неверующих снова в Болгарии (22%). Среди тех, кто твёрдо верит в существование Бога у болгар один из самых низких показателей – 26%. Ниже лишь у белорусов – 22%. Однако среди стран бывшего соцлагеря болгары опять-таки «лидируют».
Несмотря на такое разительное различие (вплоть до полной противоположности) между православными греками и болгарами в отношении к вероучению и обрядовой стороне религии, у них обнаруживается почти полное единодушие в том, когда речь заходит о традиционных нравственных ценностях.
Это единодушие православных Греции и Болгарии по многим пунктам традиционной морали сильно контрастирует с мнением православных из других стран Восточной и Южной Европы. Впрочем, по такой деликатной проблеме как однополые «браки» большая часть всех опрошенных оказалась в общем на консервативных позициях. На вопрос «Должны ли быть легализованы однополые браки?» 72% респондентов-греков ответили «Определенно нет» и только 25% ответили «Определенно да», а в Болгарии – соответственно 78% и 19%.
И хотя здесь греки и болгары находятся в обще-православном тренде, следует отметить, что их позиция оказывается всё же самой либеральной среди православных (ещё только у румын по указанному вопросу сходная ситуация). Средний показатель по всем опрошенным оказался около 85% («нет») и около 13% («да»).
Если относительно непризнания гей-союзов государством среди православных Европы установился определённый консенсус, то в целом в отношении к гомосексуализму и гомосексуальному образу жизни респонденты и в Греции и в Болгарии разделились практически пополам. Только 52% православных греков и 55% болгар назвали гомосексуализм социально неприемлемым явлением – соответственно 48% и 45% считают его приемлемым (остальные страны дали гораздо больший процент убеждённых в аномальности однополых отношений и поведения – 71% у сербов, и далее процент – только выше и выше).
Ещё более либеральную позицию греки и болгары выразили по вопросу о добрачных сексуальных связях. В Греции среди опрошенных высказали осуждение таких отношений лишь 10%, а в Болгарии – 13%. Это самый низкий показатель доли порицающих добрачный секс среди православных (с самим высоким процентом опять-таки лидирует Грузия – 75% респондентов).
Также незначительное меньшинство опрошенных православных в Греции считает предосудительным развод (13%) – самый толерантный по этому вопросу показатель. У православных болгар доля осуждающих развод чуть побольше – 15% (это второе место после греков, которое Болгария делит с по этому вопросу с Россией).
В целом, на основании приведённых данных опроса исследователи фиксируют усиление тенденции к либерализации греческого общества, при сохранении, однако, сильной приверженности духовной традиции Православия. Что можно, хотя и предварительно, охарактеризовать как «социально-психологический парадокс» греческой нации на нынешнем этапе её существования.
Впрочем, такая характеристика несколько корректируется результатами других исследований. Например, согласно исследованиям, проведенным по заказу Еврокомиссии в 2010 году, о том, что верят в Бога сказали 79% греков, тогда как в 2015 доля заявивших о своей вере в Бога была 62%. Даже с учётом того, что 10% в Греции это неправославные и/или нехристиане, обнаруживается некоторое снижение числа убеждённых православных, а не просто православных по рождению. Также имеются сходные данные по ряду других уже отмеченных параметров, что заставляет социологов предполагать процессы секулярицазии среди православных греков.
Что касается болгар, то у них предполагается некий серьёзный кризис их православной идентичности на уровне социума, т. к. мощный процесс секуляризации (например, численность православных за период 2001 – 2015 гг. снизилась с 84% до 59%) сопровождается, одновременно, серьёзными трансформациями традиционных моральных ценностей.
Представленный анализ опирается на данные социологических опросов, полученных Pew Research Center и другими исследовательскими организациями в течение 2011-16 гг.