20.02.2018 Все более либеральная государственная Лютеранская церковь Швеции, согласно прогнозам, потеряет до 1 млн прихожан в ближайшее десятилетие, и потому церковные советы готовятся к распродаже церковной собственности, сообщает christianpost.
К примеру, Бьерье Холгерсон (Börje Holgersson), председатель церковного совета прихода Лима-Транстрэнд в городе Вестерос, сообщил в интервью для SVT, государственной телевизионной кампании Швеции, что его приход «просто более не в состоянии сводить концы с концами». В еще одной трансляции на канале Breitbart News сообщалось, что государственная Лютеранская церковь Швеции, к которой в настоящее время принадлежит порядка шести миллионов крещеных жителей страны, в ближайшее десятилетие потеряет до миллиона прихожан, и потому будет вынуждена выставить на продажу многие объекты своей недвижимости. «Когда с каждым годом храмы пустеют, и все меньше людей приходят на богослужения, затраты на содержание храмов становятся для нас непосильными, – отмечает Холгерсон. – Это ставит нас перед трудным выбором, поскольку духовное служение – это не коммерческий бизнес, в котором можно нарастить производство продукции и прибыль».
В 2017 году в Лютеранской церкви Швеции не раз случались споры и расколы из-за либеральных нововведений – в частности, когда священноначалие в ноябре ввело новые каноны богослужения, согласно которым пастырям и псалмопевцам надлежит использовать бесполую терминологию во время служб. Это означает, что более нельзя ни в коем случае определять Божество мужскими понятиями типа «Он» или «Господь». «В канонах нашего вероучения определяется, что Божество выше наших гендерных понятий и определений, поскольку Бог не является человеком – заявляла тогда в дискуссиях женщина-архиепископ Антье Джекелен (Antje Jackelén), глава бывшей государственной церкви в городе Уппсала.
Эта инициатива церковных либералов многими в церкви была встречена в штыки. В частности, Христер Палмблад (Christer Pahlmblad), доцент теологии Лундского университета, заявил в своем интервью датской газете Kristeligt Dagblad, что подобное нововведение «подрывает доктрину Святой Троицы и вносит раскол в наши отношения с другими христианскими церквями».
В другом своем интервью на новостном канале PBS News Hour в декабре, архиепископ Антье Джекелен заявила, что бесполая церковная терминология «отнюдь не является новейшим изобретением». «Мы не собираемся отказываться от наших канонов и традиций, – подчеркнула Джекелен. – Но в нашем вероучении и обрядах эти элементы давно уже присутствуют. Как говорила Юлиана Норвичская еще в 14 веке [английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке], Бог нам столько же отец, сколько и мать». При этом Джекелен уверяет, что церковь ни в коей мере «не пытается угодить нормам политкорректности». «Мы служим и молимся Богу, создателю нашей вселенной» – утверждает она.
Среди либеральных нововведений Лютеранской церкви Швеции также памятно посвящение в сан епископа первой женщины-лесбиянки Евы Брунне (Eva Brunne) в 2009 году. Не успели тогда «консерваторы» опомниться от шока, как священноначалие проголосовало за венчание однополых пар. Епископ Брунне без промедления начала генерировать странные для многих поучения – в частности, о снятии распятий в целом ряде храмов, а также о выделении молелен в христианских храмах для мусульман. Она также распорядилось, чтобы духовенство отметило в храмах киблу – то есть точно установленное направление на священную Каабу в Мекке, соблюдаемое всеми мусульманами во время пятикратных ежедневных молитв и отправления ряда ритуалов. По ее идее, это должно способствовать привлечению мусульман в храмы в качестве гостей .
В феврале этого года опубликован внутренний церковный отчет «Движение прихожан», согласно которому в 2016 году церковь покинуло 85,848 прихожан, а в 2017 году уже 93,093. Мартин Ларсон (Martin Larsson), пресс-секретарь Лютеранской церкви Швеции, полагает, что отток прихожан объясняется растущим безверием, причем более всего оно поражает тех, кто родился в 1990 годы. «Самая главная причина этого явления – утрата веры в Бога, – говорит Ларсон. – Когда такое несчастье случается с человеком, ему надлежит покинуть храм».